История автоспорта начинается в Бруклендсе с Peugeot 1900 года. Она входила в знаменитую «Коллекцию безлошадных экипажей», затем «прописалась» в первом ангаре, откуда несколько раз выезжала на трассу старейших антик-ралли Лондон – Брайтон. Бочком к ней притулился небольшой Clement с 2-цилиндровым 12-сильным двигателем, который не раз занимал призовые места в гонках на Кубок Гордона Беннета. Рядом с ним стоит представитель знаменитой «семьи» Mercedes Simplex. В середине тридцатых годов прошлого века гоночный автомобиль MG L2 Magna выигрывал чуть ли не все гонки в Бруклендсе, а теперь превратился в музейный экспонат в компании нескольких «сородичей».
Следующий зал отдан машинам, ряд которых открывает самый большой гоночный автомобиль, построенный когда-либо, – Napier-Railton Endurance & Racing Car. Чтобы знаменитый гонщик Джон Кобб мог разогнать его до рекордных скоростей, автомобиль оснастили 24-цилиндровым двигателем объемом 24 л! Это были три рядные «восьмерки» с общим коленчатым валом, скомпонованные в виде буквы W. То ли по иронии судьбы, то ли по умыслу администрации музея, рядом с этим гигантом стоит почти несерьезный «болид» с двигателем объемом всего 750 «кубиков». 12 августа 1931 года Лорд Ридлей установил на нем сразу два мировых рекорда на дистанциях 1 км и 1 миля, развив скорость более 160 км/час. Став рекордсменом в классе Н и победителем в «Битве малышей», он далеко обошел конкурентов из Austin и MG. Находясь в Бруклендсе, стоит выкроить пару минут, чтобы постоять перед болидом семидесятилетней давности Ridley Special. Такое впечатление, что форму этого рекордного автомобиля копировали с утюга, у которого раздулся флюс. Вряд ли она сможет оставить равнодушным автомобильного фаната.
Деревянные ангары Автомобильной деревни охотно раскрывают свои тайны любознательным посетителям. «Именной» Aston Martin Halford, построенный в 1923 году специально для майора Франка Халфорда. 12 раз побеждал он на нем в Бруклендсе. В историю мирового автомобильного спорта эта машина вошла как первый в мире гоночный автомобиль с двигателем, оснащенным турбонаддувом Roots. Гоночный автомобиль с полным приводом Miller FWD Special – еще один экспонат Бруклендса – был создан американским конструктором Миллером в 1931 году для компании American FWD Auto Company. Изначально машина была оснащена V-образным 8-цилиндровым двигателем объемом почти 6,0 л, но не могла добиться больших успехов на трассе. Забавно, что после установки рядной «четверки» объемом всего 4 л автомобиль под управлением Франко Бриско и Маури Росе выиграл несколько гонок Indy 500. Небольшой автомобиль Alvis Speed Twenty выпуска 1932 года с кузовом Four Seater Tourer выглядит странно среди спортивных экспонатов музея – судя по типу кузова, он предназначался для неспешных загородных прогулок. Однако стендовая карточка повествует о необычных способностях машины. Скорость под 100 миль/час (более 160 км/час), отменная (по тем временам) динамика: 60 миль за 17,5 сек. Неудивительно, что он стал победителем первых гонок со звучным именем Derby Bentley, имея под капотом всего 87-сильный двигатель объемом 2,5 л!
Комплекс, расположившийся в 50 м от остатков легендарного Большого виража Бруклендского автодрома, пропитан ни с чем не сравнимым духом старого масла, бензина, резины и краски. Из центра Лондона сюда можно добраться менее чем за час, свернув с дороги А3 на трассу В374.
Леонид КРУГЛОВ. Фото автора