Монополизм – плохо, конкуренция – хорошо. Обострение соперничества с иностранными производителями на внутреннем рынке явно идет АвтоВАЗу на пользу: весной завод представил публике одну из лучших моделей за всю свою 44-летнюю историю. Если не самую лучшую.
Мода на автомобили с кузовом «лифтбэк», по всей видимости, возвращается. В принципе, это хетчбэк с дополнительной ступенькой багажника, которая позволяет, во-первых, частично имитировать силуэт седана, а во-вторых – экспериментировать с аэродинамикой (в частности, обеспечивает место для крепления спойлеров и антикрыльев). Лифтбэки появились на заре 1970-х, а пика популярности достигли в середине 1980-х. Ford Sierra, Volvo 440, Saab 9000 – вот далеко не полный перечень ярких представителей этого типа легковых машин. К нему, кстати, можно отнести и некоторые спортивные купе, например Toyota Celica или Mazda RX-7.
Законодатель мод
Сегодня, когда между производителями почти что установился технологический паритет, едва ли не ключевым инструментом стимулирования продаж является дизайн. Как известно, все новое – хорошо забытое старое, поэтому использование удачных идей прошлых лет приобретает нешуточный размах. Такое заимствование весьма эффективно еще и потому, что играет на ностальгических струнах в душах покупателей. И лифтбэк, ко всеобщему удовольствию, стал как раз одним из тех реликтов, что убедительно продемонстрировали актуальность и жизнеспособность в новую эпоху. «Хвостатые» хетчбэки производятся компаниями Audi и BMW, проектируются в Volkswagen и Mercedes-Benz, так что сомневаться в отличных перспективах этого тренда нет причин. Тем удивительнее, что наш (вернее, теперь уже французский) АвтоВАЗ не остался, как обычно, в стороне от мировых тенденций, а оказался среди законодателей мод: в мае завод отгрузил дилерам первые экземпляры лифтбека LADA Granta – модели под заводским индексом ВАЗ-2191.
Изначально Гранта задумывалась как упрощенный и удешевленный вариант Калины, способный заменить одновременно и «классику», и автомобили семейства Самара-2. Однако, дебютировав на рынке в 2011 году, модель сразу начала интенсивно развиваться. Вскоре появились «заряженная» версия «Спорт», оснащенная 118-сильным мотором, и модификация с автоматической коробкой передач. Более того, Гранта быстро вытеснила с конвейера седан Калина, а в 2014 году предстала перед покупателями в двух новых ипостасях: лифт-бэка и российско-японской модели Datsun on-DO. Таким образом, АвтоВАЗ заполнил все возможные ниши в сегменте «В».
Назвать этот автомобиль принципиально новым нельзя – корнями он восходит к седану ЛАДА Калина, проектирование которого началось на тольяттинском автозаводе едва ли не 20 лет назад. Другое дело, что Калине здорово повезло, и она не застыла во времени, как «классика», Нива или Самара. Наоборот, конструкция машины постоянно развивалась и обновлялась, начиная с незначительных деталей и заканчивая силовыми агрегатами. Именно от Калины и «отпочковалась» несколько лет назад Гранта, которая теперь обзавелась кузовом «лифтбэк». Произошло это без лишней помпы и праздничных анонсов: в первых числах марта завод представил официальные фотографии, а пару месяцев спустя автомобили появились на российских дорогах.
Между тем внедрение лифтбэка в производство не было операцией в духе «раз, два и готово» – вазовцы работали над машиной четыре года. Несмотря на то, что корпус модели построен на силовой структуре седана, профиль крыши здесь иной, покатый и слегка заниженный, что предопределило использование оригинальной пары задних дверей. Внешне лифтбэк отличается дизайном переднего бампера и зеркалами «повышенной обтекаемости», которые вскоре появятся и на седане (вместе с улучшенной шумоизоляцией и усовершенствованной ABS). Словом, эволюция в действии! Однако в первую очередь внимание на себя обращает внушительный (до 18 см) клиренс, концептуально сближающий пятидверную Гранту с новейшим BMW X4. Невольно вспоминается фраза из известного анекдота: «И чего только ни придумают, лишь бы не строить нормальных дорог!».
Наружный декор позволяет предельно точно идентифицировать комплектацию автомобиля. Окрашенные в цвет кузова дверные рамки с головой выдают базовую версию «Стандарт». Черные рамки, боковые молдинги и атермальные стекла свидетельствуют о «промежуточном» исполнении «Норма». А окрашенные зеркала, противотуманные фары и легкосплавные колеса увеличенного до 15 дюймов посадочного диаметра – атрибуты топовой версии «Люкс».
Разумная «Норма»
Салон лифтбэка непритязателен, но вполне функционален, к тому же особых эргономических ошибок в нем не замечено. Оптимальная геометрия посадки за рулем сочетается с хорошей круговой обзорностью. Передняя панель воплотила общепризнанные решения (например, вращающуюся ручку управления головным светом), а «бегущая» вдоль нее полка отлично приспособлена для всевозможной мелочи. Разумеется, чем богаче оснащение машины, тем наряднее выглядит интерьер: если комплектация «Стандарт» предусматривает одну-единственную подушку безопасности и регулировку рулевой колонки по углу наклона, то версия «Люкс» щеголяет сенсорным дисплеем мультимедийной системы, автоматическим кондиционером и бортовым компьютером. Кроме того, здесь есть передние ремни безопасности с преднатяжителями и регулировкой по высоте, электропривод и обогрев наружных зеркал, а также электромеханический замок крышки багажника с дистанционным управлением. А еще такие неоспоримо полезные вещи, как антиблокировочная система в приводе тормозов, пассажирская подушка безопасности и дворник на заднем стекле. Это не означает, что мы призываем вас покупать только самые дорогие исполнения Гранты, однако задуматься о средней комплектации «Норма» имеет смысл хотя бы потому, что в ней установлены кресла с усовершенствованным профилем и новой обивкой, садиться в которые будет приятно как водителю, так и пассажирам.
Надо сказать, что в целом «Норма» на порядок практичнее «Стандарта», поскольку предусматривает не примитивную «скамейку», а раздельное заднее сиденье с полноценными подголовниками. Кстати, о втором ряде. Потолок здесь ниже, чем в седане, но всего на сантиметр, так что это вряд ли критично. А вот в ногах места, к сожалению, маловато, поэтому рослым людям на заднем сиденье Гранты будет не очень неудобно. Особенно если ехать далеко.
Главным популяризатором современных лифтбэков была и остается чешская Skoda. Владельцы моделей Octavia и Superb ценят свои машины за огромные багажники, которым позавидуют многие универсалы и кроссоверы. А чем нас порадует пятидверная Гранта? Грузовой отсек у нее и впрямь велик: его вместительность, несмотря на 14-дюймовое запасное колесо в поддоне, равна 440 л. Какова емкость кузова со сложенными задними сиденьями, доподлинно неизвестно: завод-изготовитель заявляет 760 л «от пола до подоконной линии». Хорошо, что при откидывании спинки дивана образуется практически ровная погрузочная поверхность, однако проем багажника, зауженный по бокам задними фонарями, заслуживает некоторой доли критики.
Три характера
Говоря о ездовых качествах лифтбэка, нельзя не отметить прогресс, которого достигли вазовцы. Это касается не только расширения технических возможностей, но и предоставляемого клиенту права выбора. Покупатель машины в исполнении «Люкс» получает газонаполненные амортизаторы, более жесткие пружины и усиленные стабилизаторы поперечной устойчивости, в комплекте с которыми идут 15-дюймовые колеса с легкосплавными дисками. У такой Гранты самые быстрые и точные реакции, незначительные крены кузова и рулевое управление с неплохой обратной связью. Лифтбэк уверенно держит прямую и цепко стоит в поворотах, заводной 106-сильный мотор весело крутится, провоцируя на обгоны и активные маневры. Обратной стороной медали, как всегда в таких случаях, оказывается низкая плавность хода: подвеска дотошно считывает дорожный профиль и не стесняется передавать полученную информацию на кузов. Вот только возникает вопрос: а зачем «Люксу» с его агрессивным темпераментом улучшенная шумоизоляция?
За счет стандартной подвески и 14-дюймовых покрышек комплектация «Норма» более комфортна. Машина медленнее исполняет команды водителя, ее отклики утрачивают резкость, зато руль здесь куда легче, а подвеска не столь остро реагирует на всевозможные дефекты покрытия, будь то стыки или выбоины. Такая Гранта упруго мчит по грунтовке, и ее немалый клиренс начинает эффективно «работать». Ну а в «Стандарте» рулевой механизм лишен усилителя, поэтому его передаточное число увеличено с 3,02 до 4,10. Это значит, что баранку придется крутить много и упорно. Здесь нет ABS, а 8-клапанный двигатель, отличающийся ровным и спокойным характером, выдает скромные 87 л.с. Четкость привода коробки передач и тормозов оставляют желать лучшего (что, впрочем, характерно для Гранты в любом исполнении), так что езда волей-неволей получается вдумчивой и размеренной. По результатам первой половины 2014 года ЛАДА Гранта сохраняет статус самой популярной модели на российском автомобильном рынке. И беспокоиться вазовцам не о чем: с появлением столь сильного продукта, как лифтбэк, отрыв от преследователей может увеличиться.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Лада Гранта Лифтбэк Норма | Цена вопроса
От 367 600 руб. | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Лифтбэк на 25 000 руб. дороже идентично оснащенного седана, но предлагается лишь в 5 исполнениях, а не в 15, как у четырехдверки. Самая простая комплектация называется «Стандарт» и оснащается 1,6-литровым мотором с двумя клапанами на цилиндр (87 л. с.). Следующая версия «Норма», которая снабжена тем же двигателем и расширенным списком оборудования, стоит 346 100 руб. Доплата за 16-клапанный мотор (106 л. с.) составит 21 500 руб. За лифтбэк в комплектации «Люкс» дилеры просят не менее 419 500 руб., а еще за 58 000 такой автомобиль будет оснащен 4-ступенчатым автоматом марки Jatco.
|
Комментарии