В активном поиске

Прикладывать немалые усилия, чтобы потенциальный покупатель стал реальным, в 2015 году приходилось всем автомобильным дилерам. Даже в сегменте кроссоверов и внедорожников, который остается вторым по популярности после бюджетного В-Класса.

Россию впору назвать страной двух классов автомобилей. Около трех четвертей продаж приходится либо на бюджетные легковушки В-сегмента, либо на кроссоверы и внедорожники всех форматов. Правда, в минувшем году спрос на доступные седаны и хетчбэки просел вдвое меньше, чем на сравнительно дорогие машины сегмента SUV. Но будьте уверены: на выздоровевшем рынке «проходимцы» начнут стремительно отыгрывать потерянные позиции. Осталось только дождаться лучших времен…

Легкая форма

Представители племени компактных внедорожников дешевле более габаритных собратьев, а потому продаются лучше. Все автомобили из пятерки лидеров расходились настолько хорошо, что попали в топ-25 самых успешных моделей на российском рынке.

Renault Duster не покидает первого места с тех пор, как производство этой машины вышло на полную мощность в Москве. И хотя кризис больно ударил по самой популярной модели французской марки (минус 42,3  %), более доступному «Логану», который испытал куда меньшее падение покупательского интереса, опередить ее не удалось.

А вот классическая «Нива», ныне известная как LADA 4×4, впервые с 2011 года одержала верх над своей преемницей марки Chevrolet. Видимо, в непростые времена покупатели готовы пожертвовать комфортом и простором в салоне, но хорошая проходимость остается незыблемой ценностью. Оттого и растет спрос на незамысловатый и все еще доступный внедорожник с ладьей на решетке радиатора.

Nissan X-Trail показал отличный результат: 27 102 проданные машины. Модель обошла сильных соперников и впервые пробилась в топ-25. Вероятно, автомобиль нового поколения пришелся россиянам по душе

Дуэль заклятых конкурентов (несмотря на их общее происхождение) KIA Sportage и Hyundai ix35 закончилась победой первого с небольшим перевесом (8,1 %). Обе модели обновились практически одновременно, а значит, борьба в 2016 году продолжится. К слову, в 2014‑м первенствовал Hyundai, а до этого два года подряд – KIA.

За пределами первой пятерки есть весьма любопытные результаты, в том числе восьмое место «китайца» Lifan X60. Среди премиальных марок победил кроссовер Audi Q3 (4219 проданных машин). Ему немного уступил Mercedes GLA (3852), а вот BMW X1 остался далеко позади, не дотянув и до полутора тысяч экземпляров.

Неплохо выступили легкие внедорожники: четыре представителя этого сегмента вошли в рейтинг 25 самых продаваемых машин рынка. Третий год лидерство удерживает Toyota RAV4. Это несомненный успех, если учесть, что сборка модели пока не налажена в России (правда, вот-вот начнется). Отрыв от идущего следом Nissan X-Trail весомый: 27 102 проданные машины против 20 502. Однако для «Ниссана» это отличный результат, поскольку модель обошла сильных соперников и впервые пробилась в топ-25. Вероятно, автомобиль нового поколения пришелся россиянам по душе.

Далее расположились уже привыкшие к борьбе за призовые места Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander и Volkswagen Tiguan. В наступившем году «немец» может рассчитывать на повышение: в России появится кроссовер следующей генерации.

А вот шестому месту Lexus NX впору удивиться. Автомобиль с шокирующим дизайном стал любимцем обеспеченных покупателей и в первый же год за явным преимуществом обыграл всех конкурентов по премиуму, обеспечив своей марке больше половины российских продаж.

Тяжелая доля

УАЗ умудрился оказаться одной из самых успешных компаний: продажи упали всего на 2  %. Отечественная марка заняла третье место, пропустив вперед люксовые Porsche и Lexus, которые продемонстрировали увеличение сбыта. Флагманский «Патриот» потерял 5,3  % покупателей, сохранив лидерство в классе средних внедорожников. Российская модель выглядит белой вороной, ведь за ней выстроилась очередь из очень недешевых иномарок. Условно доступными могут считаться разве что Mitsubishi Pajero Sport (шестая строчка) и Toyota Highlander (восьмая позиция).

Toyota Hilux – новичок вымирающего сегмента российского рынка

То, что сделали BMW X5 и X6 с конкурентами в лице Mercedes M / GLE и GLE Coupe, иначе как разгромом не назвать. «Баварцы» разошлись общим тиражом 9786 экземпляров, тогда как «швабы» привлекли только 5345 покупателей. Причем даже появившийся в продаже под конец года купе-кроссовер от Mercedes не смог перекрыть результаты BMW X6 за аналогичный период. Скорее всего, рассчитывать на оживление спроса концерну Daimler можно только после полной смены поколения модели.

«Тяжелую артиллерию» возглавляет непотопляемый Toyota Land Cruiser 200, продававшийся в 2015 году в 2,6 раза лучше, чем ближайший преследователь. И пусть «японец» все‑таки просел относительно собственного результата за 2014‑й (11 351 автомобиль против 14 666), но под занавес года у дилеров появилась рестайлинговая версия, и спрос начал расти лавино- образно. Достаточно сказать, что в декабре «двухсотый» вошел в топ-25 российского рынка, где занял 18‑е место и перекрыл свои показатели годовой давности на 65  %.

Одновременно обновился и его клон под именем Lexus LX. Модель тоже пережила всплеск покупательского интереса, который помог ей не упасть относительно уровня 2014 года (2928 проданных машин против 2987).

В упорной борьбе за второе место Mercedes GL чуть опередил Range Rover, а Audi Q7, благодаря долгожданной смене поколений, улучшил прошлогодние результаты аж на 52  %. Возраст не помеха лишь для живой легенды Mercedes G-Класс. Спрос на него даже чуть увеличился.

Нишевый продукт

Здорово, что на пьедестале почета всего три ступени. Столько моделей и ведет реальную борьбу в сегменте пикапов. В 2014 году лучше всех продавался Toyota Hilux (6790 машин), а второе место досталось Mitsubishi L200 (6041 машина). В 2015‑м обе модели приехали в Россию в новом обличье, но удача улыбнулась «трем бриллиантам». Впрочем, пикап Mitsubishi опередил конкурента всего лишь на сто единиц (3865 автомобилей против 3760), а в последние четыре месяца года заметно проигрывал «Тойоте» по продажам.

«Бронзу» завоевал «УАЗ Пикап», который показал практически такой же результат, как и в 2014‑м (2971 машина против 3037). Статистика продаж других игроков в сегменте не впечатляет: тут счет идет на сотни реализованных автомобилей, а в наступившем году не будет и этого. Пикапы Nissan и Ford больше не привозят в нашу страну, а перспективы марок Great Wall и SsangYong остаются под большим вопросом. AG

Лидеры продаж в сегменте внедорожных автомобилей по итогам 2015 г.

К списку тест-драйвов

Комментарии