За первое полугодие 2015‑го рынок легковых автомобилей в России сократился на 36,4 %. «Среднюю температуру по больнице» измерить сложно, поскольку показатели, в зависимости от рассматриваемого класса и ценового сегмента, варьируются значительно. При прочих равных премиум-бренды чувствуют себя увереннее, чем марки, ориентированные на массового потребителя. И машины повышенной проходимости служат отличным индикатором покупательского спроса, ведь в этом сегменте представлены модели на любой кошелек.
Модели, входящие в десятку самых продаваемых компактных кроссоверов, за январь-июнь 2014‑го разошлись общим тиражом 166 741 экземпляр, а за аналогичный период этого года нашли 100 595 покупателей. Таким образом, падение составило 40 % – чуть больше, чем на рынке в целом. Лидер Renault Duster продавался вдвое хуже, чем в 2014‑м. Его практически догнала LADA 4×4, которая не только показала рост, но и оттеснила на третью строчку более молодую модель – Chevrolet NIVA.
Любопытно, что самый востребованный вариант Renault Duster – дорогая версия Privilege, с двухлитровым мотором, механической коробкой и полным приводом (от 872 990 руб.), тогда как Chevrolet NIVA чаще всего покупают в базовой комплектации L (от 539 000 руб.).
Как и в сегменте недорогих седанов и хетчбэков, серьезную угрозу для лидеров представляют «корейцы»: на четвертом и пятом местах уверенно обосновались Hyundai ix35 и KIA Sportage.
Легкие внедорожники, вошедшие в топ-10, россияне покупали на 32 % меньше, чем в прошлом году. «Царь горы» все тот же: Toyota RAV4. Эта модель потеряла 24 % покупателей. Сохранили свои места Mazda CX-5 и VW Tiguan, но они просели куда заметнее: на 31 и 42 % соответственно. Далее следуют поменявшиеся местами X-Trail нового поколения и Outlander. Видимо, новинка Nissan понравилась публике больше уже примелькавшегося кроссовера Mitsubishi.
Вернемся к лидеру. Треть сбыта RAV4 приходится на среднюю по всем параметрам комплектацию «Комфорт Плюс» – с двухлитровым двигателем, вариатором и полным приводом (1 442 000 руб.). Примерно та же картина наблюдается у X-Trail и CX-5, разве что модель Mazda более востребована в моноприводном исполнении.
Как известно, лучше быть богатым и здоровым. Этот тезис подтверждается количеством в топ-10 премиальных моделей. Еще год назад в десятку самых покупаемых автомобилей смог пробиться только Mercedes GLK. Сегодня же компанию ему составили BMW X3 и Lexus NX, который взлетел на шестое место.
Средние внедорожники потеряли 35 %. Доступная модель здесь всего одна, и, вопреки всякой логике, она сумела показать рост (+7,2 %). UAZ Patriot добился такого результата благодаря господдержке, весомым скидкам от производителя и очередному обновлению. Следом расположились автомобили с совсем другими цифрами на ценниках. В их рядах, кстати, произошла сенсация: вдвое лучше стал продаваться BMW X5 (3206 машин против 1629 годом ранее). А еще в десятку «скромно» въехал Porsche Cayenne, чья популярность на волне кризиса увеличилась на 11 %.
Таким образом, в топ-10 попали сразу три машины, показавшие заметный рост продаж. Если бы не они, сокращение сегмента было бы более существенным.
В классе тяжелых внедорожников уже никаких игр в демократию нет. Дороговизна определяет и степень падения: -27,1 % для первой десятки (показатель значительно лучше, чем на рынке в целом).
В пятерке лидеров ничего не изменилось. Все на своих местах. Пара «немцев» и «британец» просели менее чем на 20, а уже не молодые Toyota Land Cruiser 200 и Lexus LX – на 38,3 и 25,5 % соответственно. Исправить ситуацию призваны рестайлинговые версии обеих моделей. Стоит отметить прибавивший 36 % Mercedes G-Class. Причем ровно половина продаж ветерана приходится на заряженную модификацию G63 AMG!
Интересно, что покупатели самых популярных тяжелых внедорожников чаще выбирают дизельные версии. Исключение – Lexus, но у этого автомобиля мотора на тяжелом топливе нет в принципе.
Пикапы в России пока остаются экзотикой. Такие машины наши соотечественники приобретают либо для работы, предпочитая их привычным «каблукам» и фургонам, либо в том случае, если настоящий внедорожник не по карману, но выглядеть солидно хочется. Отсюда и результат: спад более чем на 46 %. UAZ Pickup покупали на 11,9 % меньше, чем в прошлом году, но в общем зачете он поднялся с четвертой строки на вторую. Продажи Toyota Hilux сократились вдвое, VW Amarok – в четыре раза. Между тем настоящая борьба развернется во втором полугодии. Практически одновременно на наш рынок вышли Mitsubishi L200 и Toyota Hilux новых генераций, готовые биться за лидерство. К тому же Россию покинули Nissan Pick-Up и Navara, поэтому и без того скромная компания стала еще малочисленнее, и потенциальные покупатели этих машин обратят внимание на конкурентов. Наверняка в числе самых популярных моделей останется УАЗ, но как будет выглядеть первая тройка, предсказать сложно.
В классе универсалов повышенной проходимости компания собралась весьма разношерстная: от бюджетной LADA до Audi A6 Allroad за несколько миллионов. Вот почему определить, как отразился на этом сегменте кризис, довольно сложно. Более того, результаты некоторых лидеров вообще невозможно сопоставить с показателями прошлого года. Новые LADA Kalina Cross, LADA Largus Cross, SKODA Octavia Scout и Renault Sandero Stepway в первом полугодии 2014‑го еще не продавались, а Opel Insignia Country Tourer только вышел на рынок и пока что нашел 17 покупателей.
честь России в сегменте пикапов
Если все же попытаться проанализировать столь разрозненную информацию, можно и тут проследить общую тенденцию. Дешевый «китаец» Geely MK Cross продавался хуже на 64,6 %, пожилой Volvo XC70 – на 61 %, а вот модели Audi остались практически при своих: -8,3 % у А6 Allroad и +5,6 % у А4 Allroad. AG
Ваша заявка принята. Спасибо за участие!
Раздел избранное находится в личном кабинете
Если Вы не получали ссылку для подтверждения голоса, нажмите "Я не получил письмо" и мы вышлем Вам письмо повторно.
Хотите претендовать на призы ?
Укажите свой контактный номер телефона
Для того, чтобы Ваш голос был учтен,
пожалуйста, подтвердите e-mail
Вы можете поменять решение, проголосовав за другие модели! В каждом классе учитывается только ваш последний голос!