Трудно быть первым — говорят, Toyota много лет продавала свой первый гибрид себе в убыток. Зато теперь эта технология пользуется успехом во всем мире, а Prius вошел в историю, как первый популярный гибридомобиль. Встречаем четвертое поколение.
Разработку машины, в которой бензиновый двигатель сочетается с электромотором, японцы начали еще на заре 1990‑х. Однако эта задача оказалась крайне сложной даже для мирового автогиганта. Инженерам пришлось решать множество проблем, а результат их труда впервые был показан в 1995 году на Токийском автосалоне. До серийных продаж дело дошло два годя спустя. Модель первого поколения оснащали 58‑сильным 1,5‑литровым бензиновым двигателем, дополнением которому служил 30‑киловаттный электромотор (около 40 л. с.). Между собой и с ведущими колесами их соединяла планетарная трансмиссия.
В 1998‑м Prius назвали «Автомобилем года» в Японии, однако продажи были невелики и не могли покрыть израсходованного на разработку гибрида миллиарда долларов. С 2000 года начался экспорт модели с более мощным силовым агрегатом (104 л. с.). Автомобиль по цене около двадцати тысяч долларов охотно покупали автомобилисты США и Западной Европы.
В 2003‑м японцы выпустили новое поколение Prius. Продажи пошли в гору, особенно в тех странах и тех штатах Америки, где действует наиболее жесткое экологическое законодательство. Уже в мае 2008‑го автопроизводитель объявил о продаже миллионного Prius, а на сегодняшний день по миру разошлись около четырех миллионов экземпляров.
В России первыми с Prius познакомились любители праворульных автомобилей и покупатели американского секонд-хенда — официальные продажи стартовали позже. Ездить на гибриде стало трендом среди «зеленых». К примеру, в 2009 году первой в России владелицей нового Prius стала актриса Чулпан Хаматова. С началом последнего кризиса гибрид покинул шоу-румы российских дилеров, а продажи модели четвертого поколения возобновились лишь в начале этого года.
Дизайн этой модели подчинен главной задаче — уменьшить аэродинамическое сопротивление. Prius стал первым представителем новой платформы TNGA
на российском рынке
ПРИВЕТ ФУТУРИСТАМ
Модель отличает футуристичный дизайн. Сохранив характерный силуэт, машину украсили необычными угловатыми фарами и фонарями. Смотрится очень оригинально, что, несомненно, будет привлекать внимание. Впрочем, дизайн подчинен главной задаче — уменьшить аэродинамическое сопротивление. Кстати, именно Prius стал первым представителем платформы TNGA на российском рынке. Применение «новой глобальной архитектуры Toyota» позволило уменьшить высоту кузова и расположить ниже кресло водителя, а вместе с ним сместить книзу и центр тяжести. Кузов стал на 60 % жестче и на 50 кг легче, при этом он длиннее и шире, чем у предшественника.
Салон отличается необычной компоновкой. Перед рулем нет привычных приборов, на электронной панели, сдвинутой в центр и убранной под козырек, компьютер показывает скорость движения и режим работы силового агрегата. На смещенной в сторону пассажира центральной консоли расположен большой цветной экран мультимедийной системы. Голосом можно управлять навигацией, телефоном и аудиосистемой премиум-класса. О комфортной температуре в салоне заботится двухзонный климат-контроль, который умеет определять, какие сиденья заняты пассажирами, и направлять на них воздушный поток.
Передние кресла расположены по‑спортивному низко и очень удобны. Большинство регулировок у них механические. Приятная неожиданность, на которую сразу обращаешь внимание, — большой запас пространства над головой. Руль гибрида обшит искусственной кожей, которая зимой воспринимается теплее, а летом — прохладнее натуральной. Автомобиль отделан более качественными материалами, а дизайнеры интерьера проявили фантазию и внимание к деталям. Новая компоновка позволила предложить простор на зад-нем сиденье и большой багажник.
ТИШЕ ЕДЕШЬ
Двигатель заводится кнопкой — вернее, бесшумно запускается гибридная силовая установка. О ее готовности к поездке можно понять по надписи Ready. Передача для движения вперед или назад включается миниатюрным джойстиком трансмиссии под блоком «климата». Для выбора режима парковки придумана отдельная кнопка рядом.
По сравнению с прежней моделью бензиновый атмосферный двигатель объемом 1,8 л стал экономичнее, но не мощнее, а производительность электродвигателя снизилась — теперь они сообща выдают 122 л. с. вместо былых 136 «лошадей».
Энерговооруженность почти полуторатонного гибрида не позволяет мечтать о динамичных разгонах. Впрочем, на эту модель едва ли обратит внимание любитель быстрой езды, а для обычной мощности — мотора хватит. Автомобиль послушно следует даже за небольшим движением руля, а крены в поворотах почти незаметны. Следить за скоростью помогает проекция на лобовое стекло. Российские машины оснащаются пакетом для плохих дорог, который включает иные пружины и амортизаторы, лучше переваривающие дорожные неровности. И клиренс «наших» машин увеличен до 136 мм (вместо 123). Также специально для России гибрид оснащают морозостойкой никель-металлгидридной тяговой батареей емкостью 1,3 кВтч — она позволяет дольше двигаться в режиме электротяги. Гарантия на все автомобили Toyota составляет три года или 100 000 км пробега, а на компоненты гибридной силовой установки Prius этот срок продлен до пяти лет при таком же пробеге.
ИЩЕМ КЛИЕНТА
Автомобиль поставляется в Россию в единственной комплектации — «Люкс». Она включает кожаный салон, медиасис-тему с навигатором (без «Яндекс.Карт») и камерой заднего вида, проекционный дисплей, светодиодные фары, датчики света и дождя, доступ в салон без ключа и семь подушек безопасности. Такой Prius стоит 2 112 000 руб. Это на сто девять тысяч дороже седана Camry с мотором 3,5 л в топовой комплектации. При этом у Prius нет привычных атрибутов престижного автомобиля: агрессивного дизайна, больших колес и других мелочей вроде газовых стоек, которые поднимали бы крышку капота.
Это комфортабельная машина с хорошей шумоизоляцией и удобным функционалом, которая вполне подошла бы современному горожанину. Однако высокая цена не позволяет рассчитывать на популярность модели в нашей стране. Для рядовых автомобилистов это слишком дорого, а состоятельные автовладельцы уже пересаживаются на электромобили: они моднее, производительнее и позволяют бесплатно парковаться в Москве. AG
TOYOTA PRIUS
- Габариты (Длина х Ширина х Высота), мм
- 4540×1760×1470
- Снаряженная масса, кг
- 1450
- Колесная база, мм
- 2700
- Объем багажника, л
- 457
- Объем топливного бака, л
- 43
- Тип двигателя
- бензиновый + тяговый электромотор
- Рабочий объем, куб. см
- 1798
- Мощность двигателя, л.с.
- 122/5200
- Макс. момент, Нм/об/мин
- 142/3600
- Привод
- передний
- Трансмиссия
- гибридная бесступенчатая
- Клиренс, мм
- 136
- Радиус разворота, м
- н. д.
- Время разгона, 0-100 км/ч, с
- 10,6
- Максимальная скорость, км/ч
- 180
- Расход топлива, л/100 км (смешанный)
- 3,0
К списку тест-драйвов
Комментарии