Типы кузова: забытое прошлое и многоликое настоящее

На заре автомобильной эпохи кузова машин были практически копиями карет – почти все открытые. А если и была защита от непогоды и холода, то полагалась она исключительно пассажирам.

Названий было достаточно много. Иногда сами производители придумывали их для своих моделей, и в массы они не шли. Но уже тогда, больше века назад, зародились и дожившие до наших дней термины: родстер, кабриолет, фаэтон, спидстер. Все это открытые машины со своими нюансами конструкции. У родстера всего два посадочных места, у кабриолета – четыре-пять, у фаэтона жесткие или в принципе отсутствующие рамки боковых стекол, а спидстер лишен и крыши, и ветрового стекла.

Были и интересные гибриды. Например, кузов ландо (или ландоле) подразумевал жесткую крышу над водительским отсеком и складной мягкий верх над пассажирским. А у брогема было наоборот: водитель под тентом, пассажиры – под стационарной крышей. Что интересно, оба варианта считались роскошными и представительными.

Еще интереснее будет узнать, что редкие сегодня (и, как правило, недешевые) машины с кузовом купе-кабриолет отнюдь не изобретение новейшего времени. Первыми модель с жесткой полностью убирающейся крышей придумали французы. В 1935 году с таким решением вышел Peugeot 402.

К концу первой трети XX века понятия о комфорте в автомобилях поменялись, и закрытые цельнометаллические кузова вышли на первый план. Тогда, если смотреть в профиль, практически все машины были двухобъемными: капот и пассажирский отсек. Большинство именовались седанами. Как же так, ведь сегодня у такого кузова должен быть третий «объем» ‒ выступающий назад багажник? Это не совсем верная формулировка. Багажник должен быть изолированным от пассажирского отсека, а дверей у автомобиля должно быть четыре. И тогда это тоже седан, даже если выраженной кормовой части у кузова нет.

Для VIP-персон предназначались удлиненные седаны со стационарной или поднимающейся перегородкой между водительским и пассажирским отсеками. Такие машины и сейчас называют лимузинами.

До 1990-х годов ассортимент львиной доли автомобильных брендов состоял из стандартного набора: седан, универсал, купе, кабриолет. Позже остальных добавились хетчбэк и минивэн. У каждого из них свои критерии, от которых почти никто не отступал: седан – трехобъемный, четыре двери; универсал – пятидверный, с большим багажником; купе – две двери; кабриолет – купе с мягким верхом; хетчбэк – короткая трех- или пятидверка с вертикальной задней стенкой; минивэн – большая пятидверка однообъемной или полукапотной компоновки.

Изредка встречался эксклюзив вроде хардтопа (седан или купе без центральных стоек кузова), трехдверного универсала или двухдверного седана. Придумали и более спортивную версию хетчбэка: этот тип кузова с пологой задней стенкой окрестили лифтбэком. Кстати, такой был даже в далеком от последней автомобильной моды СССР – Иж Комби. В Австралии и США оказались достаточно популярны юты, представляющие собой гибрид элегантного и мощного купе с практичным пикапом. Термином «шутинг брейк» называли универсалы со спортивным силуэтом вне зависимости от количества дверей.

Интересная метаморфоза произошла с кузовом фастбэк. Изначально именно этим словом окрестили седаны с динамичным, практически двухобъемным силуэтом. Например, такой была советская «Победа». 

В отличие от лифтбэков, заднее стекло у подобных машин не поднимается вместе с крышкой багажника. В XX веке о почти забытом к тому моменту кузове вспомнили, но из маркетинговых соображений окрестили его четырехдверным купе. Потому что ассоциация с престижным купе повышает статус модели, а от фастбэка веет простонародным хетчбэком.

Вспыхнувшая в последние 20 лет повальная мода на кроссоверы сначала не оказала серьезного влияния на ассортимент кузовов, и паркетники делали в традиционной для внедорожников форме трех- и пятидверных универсалов. Но по мере продвижения «кроссов» в премиум возникли новые варианты. Вседорожники предстают в образе кабриолетов, ландо и седанов. Но наибольшую популярность завоевали купе-кроссоверы. Причем этот тип кузова «спустился» даже в массовый сегмент.

***

Появление принципиально новых кузовов случится, если маркетологи углядят в них перспективность с точки зрения заработка. Идет и обратный процесс. Стремительно сокращается поголовье кабриолетов как дорогих и невыгодных для производителей машин. А универсалы и минивэны практически вытеснены кроссоверами.