Стиляги на каждый день

Желающие обладать автомобилем, который выделяется из потока, часто сталкиваются с проблемой его непрактичности. Маркетологи отметили этот нюанс и поставили инженерам задачу: чтобы было красиво и одновременно удобно для всей семьи.

Строго говоря, купе подразумевает двухдверный кузов, по профилю близкий к седану. Однако производителям в этих рамках стало тесно, и 2000-е годы ознаменовались появлением целой когорты моделей, ломающие стереотипы. Большинство из них относится к премиальным маркам, что вполне объяснимо: нестандартный продукт никогда не станет по-настоящему массовым и, соответственно, недорогим. Ну а убедить покупателя в необходимости заплатить больше проще всего именно люксовым брендам.

Из восьми автомобилей, представленных в сегменте гран-туризмо, шесть относятся к «большой немецкой тройке»: по паре моделей Audi, BMW и Mercedes-Benz. К ним примкнули еще две от концерна VAG — «народный» Volkswagen и более дорогой Porsche. У такого единства по стране происхождения есть своя причина. Японцы, корейцы и американцы не склонны экспериментировать с оригинальными типами кузова, предпочитая перенимать уже проверенные, заведомо успешные решения. А большинство европейских производителей ориентировано не на столь богатую аудиторию, чтобы баловать ее эксклюзивом.

Volkswagen Passat CC, который нашел всего 28 покупателей, в нынешний кризис покинул наш рынок: дилеры распродавали последние складские остатки. Впрочем, продажи начали обваливаться еще раньше: в 2013 году было реализовано 3311 машин, год спустя — почти вдвое меньше, а в 2015‑м объемы сбыта рухнули на порядок — до 161 автомобиля. В начале марта на Женевском автосалоне был представлен преемник под именем Volkswagen Arteon — возможно, он сможет укрепить позиции компании в сегменте.

С BMW 5 GT картина схожая: хетчбэк (правильнее называть этот кузов именно так) постепенно терял поклонников и сейчас в России не представлен. Разве что обвал до 60 проданных в 2016 году экземпляров начался не с нескольких тысяч, а с 629 машин в 2013-м. Гран-туризмо от BMW всегда была штучным товаром.

Porsche Panamera — автомобиль специфический. Позиционирование, цена, оснащение и наличие удлиненной версии намекают, что его прямые конкуренты — Audi A8, BMW 7 Series и Mercedes-Benz S-Класс. Но из-за необычного кузова-хетчбэка и ярко выраженного спортивного характера на Panamera обращают внимание гораздо реже. Результат прошлого года (226 машин) в 2017-м наверняка будет улучшен благодаря выходу нового поколения, а также появлению в линейке универсала Sport Turismo.

В упорной борьбе за третье место сошлись Audi A5 Sportback, BMW 3 GT и Audi A7 Sportback. Победителем стала «пятерка» из Ингольштадта. Ее отрыв от соперников невелик — 457 машин против 418 и 414 соответственно, и в следующем году расклад сил может поменяться. Впрочем, шансов на это немного, ведь А5 предстала в новой генерации, что неминуемо подстегнет покупательский интерес, а с BMW и Audi A7 никаких метаморфоз не произошло. AG

1 место / 922 шт.
Mercedes-Benz CLA-Класс

1595 см3
1430 кг
5,6 л/100 км
156 л. с.
470 л
2 180 000 руб.


В 2012 году Mercedes представил третье поколение А-Класса, удивив радикальной сменой концепции модели. Это по‑прежнему был компактный хетчбэк, но уже не вэноподобный, а приземистый и спортивный. Такой подойдет не только домохозяйке, но и активному молодому человеку. Годом позже на той же платформе родился Mercedes CLA — небольшое четырехдверное купе, уже изначально ориентированное на молодежь и уникальное среди «одноклассников». Audi могла предложить седан, BMW — классическое купе, но в самом модном жанре выступил именно автомобиль с трехлучевой звездой.

Успех не заставил себя ждать. На российском рынке за неполный 2013 год CLA нашел 1633 покупателя, в 2014‑м сравнялся с А-Классом, а с 2015‑го уверенно его опережает. Представленный в том же году стильный универсал Shooting Brake заметной прибавки к продажам не обеспечил. Его выбирают те, кому недостаточно выразительности обычного CLA.

На российском рынке линейка модификаций четырехдверного купе и универсала невелика: по три версии для каждого типа кузова. Базовый вариант CLA 200 — это 156 л. с. и передний привод. Mercedes CLA 250 подразумевает наличие полного привода 4Matic, а с двигателя снято 211 «лошадей». Для любителей погорячее — CLA 45 AMG, который отталкивается от асфальта 381 силой и всеми четырьмя колесами.

Основной спрос приходится на начальную версию. Из 879 покупателей купе автомобиль с шильдиком 200 на корме выбрали 732 человека. С универсалом картина иная: всего 43 человека, причем большинство отдает предпочтение модификации CLA 250 4Matic (31 проданный автомобиль).

Конкурентов Mercedes-Benz CLA по‑прежнему не имеет и чувствует себя достаточно уверенно.

2 место / 505 шт.
Mercedes-Benz CLS-Класс

2143 см3
1875 кг
5,3 л/100 км
204 л. с.
475 л
3 560 000 руб.


За десять лет до выхода CLA-Класса Mercedes выпустил свое первое четырехдверное купе — CLS. Пожалуй, концерн Daimler был первым, кто подсказал остальным производителям перспективную и до того момента абсолютно неизвестную нишу.

Первое поколение модели базировалось на платформе тогдашнего Е-Класса в кузове W211. На выбор предлагалась гамма двигателей — от демократичной дизельной «шестерки» до могучего V8 с шильдиком AMG.

Второе поколение Mercedes CLS выпускается с 2010 года и по сей день. Концепция автомобиля не изменилась, и даже дизайн кузова недалеко ушел от предшественника. В этом поколении появился стильный универсал Shooting Brake, ставший в известной степени визитной карточкой модели в силу своей уникальности. Следуя моде на даунсайзинг, купе обзавелось «пролетарским» четырехцилиндровым дизелем объемом 2,1 л. Его отдачи в 204 л. с., впрочем, хватает для того, чтобы разгоняться до «сотни» за 8 с.

Российские дилеры предлагают купе CLS в пяти версиях, а универсал — в трех (у него нет снабженных множеством опций исполнений от ателье AMG). Все они полноприводные: иные в нашу страну не поставляют. «Входной билет» в мир самого неформального «Мерседеса» стоит как минимум 3 560 000 руб. Это цена автомобиля с дизельной «четверкой». Мотор V6 обойдется как минимум в 3 990 000 руб. Причем дизель, несмотря на немалую стоимость модели, не забыли дефорсировать до приемлемых для россиян с точки зрения уплаты налогов 249 л. с. Mercedes-AMG CLS 63 S с разнообразными опциями дороже базовой версии вдвое: от 7 140 000 руб.

Интересно, что в 2016 году спрос практически поровну распределился между тремя конфигурациями модели: CLS 250d (204 л. с.), CLS 350d (249 л. с.) и CLS 400 (333 л. с.). А 585‑сильный AMG CLS 63 S покупали втрое чаще, чем «обычный» AMG CLS 63 с двигателем в 557 л. с. (21 машина против 7) — и это несмотря на полумиллионную доплату! Всего было продано 505 экземпляров Mercedes CLS.

3 место / 457 шт.
Audi A5 Sportback

1984 см3
1535 кг
5,4 л/100 км
190 л. с.
480 л
2 355 000 руб.


С окончанием выпуска купе в 1996 году бренд Audi на 20 лет остался без имиджевой двухдверки. Модель вернулась в гамму лишь в 2007‑м, когда на базе семейства А4 (кузов В8) появилась отдельная серия А5. В свою очередь, «пятерка» не ограничилась классическим купе, а пополнилась кабриолетом и исполнением Sportback — практичным пятидверным лифтбэком. Последний задержался на два с половиной года и начал появляться на дорогах только осенью 2009‑го.

Любопытно, что тройку лидеров в сегменте гран-туризмо сформировали модели разных классов, не прямые конкуренты. Mercedes CLA — представитель гольф-класса, Mercedes CLS — бизнес-класса, а Audi A5 — среднего класса. Зато острая борьба развернулась между «пятеркой» и BMW 3 GT. Они‑то как раз члены одной лиги, и делегат от Ингольштадта одержал победу с небольшим перевесом: 457 проданных автомобилей против 418.

Audi A5 Sportback предлагает потенциальным покупателям меньше версий, чем Mercedes и BMW, — всего три. Для поклонников дизелей выбор ограничен 2‑литровым агрегатом в 190 л. с. Бензиновый мотор аналогичного объема выдает 190 или 249 л. с. в зависимости от исполнения. Все модификации по умолчанию оснащаются преселективным роботом S tronic, а дизель и более мощный бензиновый двигатель — еще и обязательной полноприводной трансмиссией. Стать обладателем «пятерки» в исполнении хетчбэк можно как минимум за 2 355 000 руб. Автомобиль с шильдиком quattro обойдется уже в 2 590 000 руб. Разумеется, эти цифры можно значительно увеличить, если как следует разгуляться по обширному списку опций. Для машины последнего поколения предлагаются, в частности, цифровая комбинация приборов и матричные светодиодные фары.

Впрочем, все сказанное относится к автомобилю нового поколения, который поступил в продажу под занавес 2016 года. У предшественника сочетания были иные, и среди них значился и мотор 1.8 TFSI. Однако львиная доля спроса пришлась на 2‑литровые полнопривод-ные варианты: их было продано 440.