На фоне тех сложностей, которые испытывает российский авторынок, сегмент представительских минивэнов можно назвать оазисом благополучия. Продажи автомобилей здесь растут, покупатели не испытывают стеснения в средствах, а потому выбирают богатые комплектации и с неподдельным энтузиазмом встречают появление новых, еще более роскошных и дорогих машин. Системообразующих игроков в данном сегменте двое – это Mercedes-Benz V-Class и Volkswagen Multivan; сравнив их между собой, можно получить вполне достоверное представление о тех возможностях, которые открываются перед покупателем современного бизнесвэна
ЭКСТЕРЬЕР
Похоже, Volkswagen открыл секрет идеальных пропорций и положил его в основу «вечного» образа – изучая Multivan текущего образца, определить его реальный возраст решительно невозможно. В автомобильной индустрии осталось не так уж много продуктов, сочетающих в себе академический минимализм с абсолютной узнаваемостью, и Multivan – один из них. Разумеется, Volkswagen осознает ценность своей находки, поэтому ни одна из произведенных модернизаций автомобиля не сопровождалась сколь-либо существенным вмешательством в его дизайн. Никакого смысла в маскировке под легковую машину Multivan не видит, поэтому ростом он значительно (в среднем на 100 мм) выше, чем V-Class. Отказ от погони за аэродинамикой предоставил возможность в широком диапазоне варьировать дорожный просвет, который у фольксвагеновского минивэна может превышать 200 мм. В актив машины можно отнести опционную двухцветную окраску кузова и полированные 18-дюймовые диски в стиле ретро.
ИНТЕРЬЕР - ДИЗАЙН
ИНТЕРЬЕР – РАЗМЕРЫ
ТЕХНИКА
Производство машин семейства V-Class сосредоточено в Испании. В Россию автомобиль импортируется с тремя дизельными и одним бензиновым мотором мощностью от 136 до 211 л. с. Базовая комплектация предусматривает привод на заднюю ось и механическую КПП, однако для отечественных покупателей она по очевидным причинам не представляет никакого интереса. Хит продаж – дизельный полноприводный V 250 d 4matic c автоматом 7G-Tronic Plus и подрулевыми клавишами переключения передач. Из интересных опций следует отметить адаптивную подвеску Agility Control, в паре с которой можно заказать селектор режимов движения Agility Select. Полезная нагрузка V-Класса достигает 975 кг, а стандартный бак вмещает 57 л топлива – впрочем, за доплату он меняется на 70-литровый.
Конструктивно Volkswagen и Mercedes-Benz роднят только поперечный двигатель и полностью независимая подвеска с передним «МакФерсоном». Различий куда больше. Так, Multivan построен на переднеприводной платформе и оснащается гидравлическим, а не электрическим усилителем руля. Полный привод 4motion готов к встрече не только со скользким асфальтом, но и с реальным бездорожьем, о чем говорит наличие среди опций механической блокировки заднего дифференциала и многокомпонентной защиты днища. Гамма двигателей включает в себя бензиновые и дизельные турбомоторы мощностью 102‒204 л. с., а вместо обычного автомата Multivan предлагает 7-ступенчатого робота DSG. Клиенту предоставлен выбор из 5 вариантов подвески, включая активное шасси DCC с несколькими режимами жесткости. Грузоподъемность минивэна достигает 1046 кг, бак рассчитан на 80 л топлива.
БАЗОВОЕ ОСНАЩЕНИЕ
С завидной регулярностью нам попадаются мерседесовские минивэны в дорогих исполнениях. А как выглядит базовая комплектация? Для той цифры, которая указана в прайс-листе, ‒ на удивление скупо. О моноприводе и механической коробке передач мы уже говорили. К ним нужно добавить галогеновые фары, стальные диски размером 17 дюймов, отсутствие рейлингов и минимум хрома на кузове. Внутри – аудиосистема начального уровня Audio 20, мультируль и кондиционер, которые дополнены подогревом зеркал и атермальным остеклением. За безопасность отвечают система курсовой устойчивости с функцией компенсации бокового ветра, контроль усталости водителя и 6 подушек. Есть электронный ассистент старта в гору. Вот, пожалуй, и все.
Список штатного оборудования очень напоминает таковой у V-класса. Привод на одну ось, «ручка», ткань, стальные диски и галоген. Продвинутая система стабилизации ESP+, ассистент подъема на склон Hill Assist, кондиционер, примитивная музыка ‒ все повторяется точь-в-точь. Но есть и отличия. Например, базовый Multivan комплектуется рулем без всяких кнопок, а количество подушек безопасности ограничено четырьмя. В то же время у него есть передние и задние датчики парковки, подогрев передних сидений и электропривод складывания зеркал. Однако, как и в случае с V-Классом, это не совсем то, чего можно было бы ожидать от автомобиля ценой несколько миллионов рублей.
ОПЦИИ
Список опций для V-Класса растянулся на много листов, однако на себя сразу обращает внимание огромное количество современных средств активной безопасности. Это комплекс превентивного реагирования на риск аварии Pre-Safe, визуальная и звуковая индикация угрозы столкновения с поддержкой в лице автоматического торможения, адаптивный круиз-контроль и мониторинг «слепых» зон. Сюда же можно отнести распознавание дорожных знаков, контроль рядности движения, видеокамеры панорамного обзора и систему автоматической парковки. Многое из доступного для V-Класса оборудования перечислялось в предыдущих пунктах сравнения; остается упомянуть комфортные передние кресла с вентиляцией и мультимедийную систему Comand Online с голосовым управлением и доступом в Интернет.
Диодные фары головного света, электроприводы передних кресел с памятью, отдельный блок микроклимата для задней части салона, продвинутая аудиосистема с функцией усиления голоса водителя и пассажиров – эти позиции предлагают и Volkswagen, и Mercedes-Benz. Мультимедийный комплекс Discover Pro, которой можно дооснастить Multivan, отличается от Comand Online поддержкой интерфейсов AndroidAuto и Apple CarPlay и отсутствием прямого выхода в Интернет. Однако в целом – если касаться сферы высоких технологий – Multivan не в состоянии соперничать с V-классом на равных: фактически, о чем еще не говорилось, это только задняя видеокамера. Атермальное остекление, электрообогрев лобового стекла, мультируль и надувные шторки безопасности – за все перечисленное Volkswagen требует доплату.
ВОЖДЕНИЕ
Сегмент представительских минивэнов достаточно невелик, и у каждой модели здесь сформировалась прочная репутация. Так, V-Class известен как исключительно комфортный, тихий и плавный на ходу автомобиль, послушный в управлении и очень устойчивый на высоких скоростях. Динамические показатели самой мощной и популярной версии V 250 d (190 л. с., 440 Н·м) находятся на одном уровне с возможностями «топового» Multivan 2.0 biTDI (204 л.с., 450 Н·м) – разгон с места до 100 км/ч занимает 10.6 против 9.6 с, максимальная скорость в обоих случаях равна 199 км/ч. Геометрия посадки за рулем V-Класса более «легковая» ‒ об этом можно догадаться уже снаружи, увидев передние двери без вырезов под колесные арки. В то же время при покупке моноприводной модификации следует помнить, что двигатель V-Класса приводит задние колеса, а не передние, а значит, эксплуатация машины в зимнее время года будет сопряжена с определенными сложностями.
Высокий кузов, большой дорожный просвет и значительная грузоподъемность буквально на уровне законов физики диктуют необходимость в жестких настройках подвески, и в этом смысле Multivan обходится без чудес. Он менее комфортен, чем V-Class, и не столь изящен в управлении, хотя и абсолютно надежен. Более высокая посадка за рулем означает лучшую обзорность, что в плотном городском трафике, переполненном кроссоверами и внедорожниками, становится неоспоримым плюсом. Тем покупателям, кому от машины этого типа нужна еще и проходимость, однозначно предписан Multivan – он переигрывает полноприводный V-Class 4matic как геометрией, так и техникой. В частности, в его арсенале имеются отключаемая противобуксовочная система и ассистент спуска по склону. Статистика свидетельствует, что Multivan в полноприводном исполнении 4motion выбирает свыше 70 % заказчиков. Многие из них также симпатизируют коробке передач DSG, которая превосходит классический автомат быстродействием.
ЦЕНЫ
Российские клиенты могут приобрести V-Class в одном из трех исполнений, называемых «линиями» – стандартной, Avantgarde и Exclusive. Каждую линию можно доукомплектовывать опциями, однако итоговая цена может оказаться ошеломительной, поэтому российский офис Daimler AG разумно перешел к практике маркетинга пакетных комплектаций ценой от 4 900 000 до 7 400 000 рублей. Автомат в комбинации с полным приводом – единственный вариант трансмиссии для этих машин. Оптимальными с точки зрения оснащения являются V 250 d AMG Line (5 600 000 рублей) и V 250 d Collection (6 500 000 рублей). Заводская гарантия составляет 2 года или 200 000 км пробега при межсервисных интервалах 25 000 км; в цену фиксированных комплектаций «зашит» постгарантийный сервисный пакет на 3-й и 4-й годы эксплуатации.
Сегодня Multivan предлагается в трех комплектациях – Trendline (от 2 822 000 рублей), Comfortline (от 3 522 000 рублей), Highline (от 4 085 000 рублей) и особом, внедорожном исполнении PanAmericana (от 3 752 000 рублей). Если говорить о наиболее востребованных машинах – с дизельным мотором мощностью 180 либо 204 л. с., коробкой DSG, полными приводом 4motion и в хорошей комплектации, то цена окажется в диапазоне 4 800 000‒5 500 000 рублей. Заводская гарантия на Multivan составляет 2 года без ограничения пробега, к которым импортер добавляет 3-й год постгарантийной поддержки при условии лимита общего пробега в 150 000 км. Межсервисный интервал – 25 000 км.
РЕСТАЙЛИНГ
Мерседесовский минивэн перенес плановую модернизацию относительно недавно, весной 2019 года. О ней нужно сказать отдельно, поскольку больших новостей не стоит ждать следующую пару лет. Автомобиль получил новую решетку радиатора, доработанный передний бампер с увеличенной площадью воздухозаборников и опционные матричные фары. В салоне изменилось оформление приборной панели (по-прежнему аналоговой) и дефлекторов вентиляции. Среди дополнительного оборудования появился ассистент автоматического торможения с навыком распознавания пешеходов. Линейку силовых агрегатов покинул 2.1-литровый турбодизель – ему на смену пришел двухлитровый мотор в градациях мощности 190 л. с (V 250 d) и 249 л. с. (V 300 d), для которого подготовлен 9-ступенчатый автомат 9G-Tronic. Однако появление машин с этой силовой установкой на российском рынке откладывается на неопределенной срок.
Volkswagen анонсировал модернизированный Multivan практически одновременно с дебютом обновленного V-Класса. Но на этот раз объем изменений несоизмеримо больше. Рестайлинг затронул не только носовую часть и заднюю оптику, но и рабочее место водителя, которое преобразилось до неузнаваемости. Тотальная ревизия электронной архитектуры с одновременным отказом от гидравлического усилителя руля в пользу электрического наконец-то сделали возможным внедрение разнообразных ассистентов ‒ системы маневрирования с прицепом, автоматической парковки и торможения, компенсации боковых порывов ветра и поддержания рядности движения. За доплату Multivan T6.1 (так официально обозначается новая версия машины) может оснащаться «виртуальной» панелью приборов, выходом в Интернет, а также дистанционным интерфейсом We Connect Plus. Продажи автомобиля на российском рынке запланирована на конец марта 2020 года.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Mercedes-Benz V-Class
Габаритные размеры, мм 4895‒5370 × 1928 × 1880
Объем багажника, л 610‒5010
Мощность двигателя, л. с. 136‒190
Снаряженная масса, кг 2075‒2145
Расход топлива (загородный цикл), л/100 км 5.7‒6.1
Цена, руб. 3 356 000‒7 400 000 руб
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Volkswagen Multivan
Габаритные размеры, мм 5006‒5406 × 1904 × 1970‒1990
Объем багажника, л 5800
Мощность двигателя, л. с. 102‒204
Снаряженная масса, кг 1975‒2175
Расход топлива (загородный цикл), л/100 км
Цена, руб. 2 822 000‒4 085 000
Комментарии