СИММЕТРИЯ Безопасности

Если кто‑то считает, что безопасность автомобиля напрямую зависит от количества подушек в салоне, то он сильно ошибается. На самом деле, это целый комплекс активных и пассивных систем, которые должны защищать водителя и пассажиров в самых разных непредвиденных дорожных ситуациях. Поговорим о таких системах на примере Subaru. В конструкции автомобилей этого японского бренда заложены весьма нестандартные решения.

Что такое активная безопасность? Приведем словарное определение: «совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивными особенностями автомобиля». Путано? Проще говоря, система активной безопасности — это предупредительная мера с целью не допустить ДТП.

Одна из особенностей моделей Subaru — симметричный полный привод Symmetrical AWD, который является неотъемлемой составляющей активной безопасности. Что представляет собой эта технология? В запатентованной системе полного привода Subaru силовой агрегат и трансмиссия расположены таким образом, что их ось симметрии совпадает с продольной осью автомобиля. Что это дает? Во-первых, идеальный баланс масс. Во-вторых, равномерное распределение нагрузки на каждое колесо. В-третьих, симметричная трансмиссия способна эффективно передавать крутящий момент на все четыре колеса. Наконец, она исключает «рысканье» машины при разгоне.

НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ

Еще одна особенность Subaru с точки зрения активной безопасности — это, как ни удивительно, двигатель. Многие знают, что Subaru производит автомобили с горизонтально-оппозитными двигателями. Суть конструкции такова, что угол между рядами цилиндров составляет 180 градусов. Проще говоря, поршни ходят навстречу друг другу. Каковы плюсы такого мотора, и почему его не выпускают другие автомобильные компании, спросите вы. Начнем с того, что выпускают: двигатели такой конструкции используются в очень дорогих машинах. Но, безусловно, оппозитный мотор — это не массовый продукт. Почему? Ответ лежит на поверхности: дело в том, что в свое время производители пошли разными технологическими путями. И теперь, в силу экономических соображений, сложно менять вектор. У двигателя Subaru есть две важные конструктивные особенности, имеющие прямое отношение к активной безопасности. Прежде всего, он компактный, что сводит к минимуму момент инерции и снижает затраты энергии при повороте и торможении. Кроме того, «низко лежащий» оппозитный мотор обеспечивает устойчивость и практически идеальную управляемость, что проявляется при движении на высоких скоростях по сухой, мокрой или заснеженной дороге. К тому же двигателю, который расположен низко, гораздо легче придать безопасную траекторию при фронтальных ДТП.

ВОДИТЕЛЯ НЕ ОТВЛЕКАТЬ!

Еще сравнительно недавно считалось, что только человек может принять единственно правильное решение. Сегодня это правило размывается и все больше функций отдается электронике

Говоря об активной безопасности, нельзя забывать и о конструкции кузова. Наверняка многие замечали, что в некоторых машинах передние стойки мешают обзорности. Казалось бы, мелочь, и можно с этим смириться. Однако это становится, мягко говоря, проблемой, когда на переходе в «мертвую зону» попадает пешеход. И в Subaru посчитали, что подобная «мелочь» заслуживает пристального внимания. В результате угол передних стоек на автомобилях бренда такой, чтобы водителю была обеспечена хорошая обзорность. Другое преимущество машин Subaru заключается в том, что с места водителя виден капот. А это значит, что сидящему за рулем легче чувствовать габариты автомобиля. Наконец, чтобы попутная машина не спряталась в «мертвой зоне», внешние зеркала заднего вида перенесли с передних стоек на двери – простое, но чрезвычайно эффективное решение!

Еще одно важное условие безопасности — эргономика салона. Тут главная задача инженеров — свести к минимуму все отвлекающие факторы. То есть водитель не должен искать нужную кнопку, чертыхаясь набирать адрес в навигации или в час по чайной ложке выводить на экран данные маршрутного компьютера. Более того, считается, что дополнительные экраны должны размещаться на одном уровне с щитком приборов, чтобы траектория движения глаз водителя была минимальной. Иногда, правда, выигрывают дизайнеры, которые «во имя красоты» располагают отдельные органы управления в нетипичных местах. Такое случается. Но только не в Subaru. Во всех без исключения моделях марки эргономика продумана до мелочей. А благодаря использованию крупных клавиш некоторыми функциями можно управлять на ощупь.

КАРКАСНАЯ ЗАЩИТА

Не стоит путать каркас безопасности раллийного автомобиля и штатный встроенный в кузов силовой каркас, который есть у всех машин. Есть у всех, но каждый производитель предлагает свою версию. В Subaru было принято решение использовать силовой каркас кольцеобразной формы, защищающий салон от ударов при фронтальных, фронтальных смещенных, боковых и задних столкновениях. Этот путь был выбран еще в 1997 году, когда выходил Forester первого поколения. Во многом благодаря высокому уровню безопасности кроссовер и стал хитом продаж. В его конструкции применялась кольцевая структура, соединяющая крышу и пол с помощью боковых стоек с усиленными продольными балками и порогами, — таким образом формировалась своего рода клетка, в которую был заключен салон машины. Такая конструкция эффективно поглощает удары любого направления при столкновении, обеспечивая надежную защиту салона. Позднее аналогичную конструкцию стали применять в Legacy, а потом и в других моделях Subaru.

ЦЕНА БЕЗОПАСНОСТИ

Любая уважающая себя и своих клиентов компания прекрасно понимает, что экономить можно на чем угодно, но не на безопасности. Ведь человеческая жизнь бесценна. Но, к сожалению, оценить уровень безопасности автомобиля на глаз, в принципе, невозможно. Этот показатель нельзя измерить в рублях, долларах или иенах. Брутальный внедорожник может оказаться куда менее защищенным, чем компактная городская машина. Потому‑то и был изобретен тест-пилот Сэм — первый в мире манекен, который стали использовать, чтобы оценить реальную угрозу водителю при различных ДТП. Сэм породил целую индустрию, и теперь каждую машину исправно проверяют его «внуки» и «правнуки». Все модели Subaru неизменно показывают отличный результат в сертификационных краш-тестах. А в 2011 году кроссовер Subaru XV получил самую высокую оценку в категории «Безопасность пассажиров-детей», обойдя по этому показателю все автомобили, участвующие в тестах Euro NCAP. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии