Если кто‑то считает, что безопасность автомобиля напрямую зависит от количества подушек в салоне, то он сильно ошибается. На самом деле, это целый комплекс активных и пассивных систем, которые должны защищать водителя и пассажиров в самых разных непредвиденных дорожных ситуациях. Поговорим о таких системах на примере Subaru. В конструкции автомобилей этого японского бренда заложены весьма нестандартные решения.
Что такое активная безопасность? Приведем словарное определение: «совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивными особенностями автомобиля». Путано? Проще говоря, система активной безопасности — это предупредительная мера с целью не допустить ДТП.
Одна из особенностей моделей Subaru — симметричный полный привод Symmetrical AWD, который является неотъемлемой составляющей активной безопасности. Что представляет собой эта технология? В запатентованной системе полного привода Subaru силовой агрегат и трансмиссия расположены таким образом, что их ось симметрии совпадает с продольной осью автомобиля. Что это дает? Во-первых, идеальный баланс масс. Во-вторых, равномерное распределение нагрузки на каждое колесо. В-третьих, симметричная трансмиссия способна эффективно передавать крутящий момент на все четыре колеса. Наконец, она исключает «рысканье» машины при разгоне.
НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ
Еще одна особенность Subaru с точки зрения активной безопасности — это, как ни удивительно, двигатель. Многие знают, что Subaru производит автомобили с горизонтально-оппозитными двигателями. Суть конструкции такова, что угол между рядами цилиндров составляет 180 градусов. Проще говоря, поршни ходят навстречу друг другу. Каковы плюсы такого мотора, и почему его не выпускают другие автомобильные компании, спросите вы. Начнем с того, что выпускают: двигатели такой конструкции используются в очень дорогих машинах. Но, безусловно, оппозитный мотор — это не массовый продукт. Почему? Ответ лежит на поверхности: дело в том, что в свое время производители пошли разными технологическими путями. И теперь, в силу экономических соображений, сложно менять вектор. У двигателя Subaru есть две важные конструктивные особенности, имеющие прямое отношение к активной безопасности. Прежде всего, он компактный, что сводит к минимуму момент инерции и снижает затраты энергии при повороте и торможении. Кроме того, «низко лежащий» оппозитный мотор обеспечивает устойчивость и практически идеальную управляемость, что проявляется при движении на высоких скоростях по сухой, мокрой или заснеженной дороге. К тому же двигателю, который расположен низко, гораздо легче придать безопасную траекторию при фронтальных ДТП.
ВОДИТЕЛЯ НЕ ОТВЛЕКАТЬ!
Говоря об активной безопасности, нельзя забывать и о конструкции кузова. Наверняка многие замечали, что в некоторых машинах передние стойки мешают обзорности. Казалось бы, мелочь, и можно с этим смириться. Однако это становится, мягко говоря, проблемой, когда на переходе в «мертвую зону» попадает пешеход. И в Subaru посчитали, что подобная «мелочь» заслуживает пристального внимания. В результате угол передних стоек на автомобилях бренда такой, чтобы водителю была обеспечена хорошая обзорность. Другое преимущество машин Subaru заключается в том, что с места водителя виден капот. А это значит, что сидящему за рулем легче чувствовать габариты автомобиля. Наконец, чтобы попутная машина не спряталась в «мертвой зоне», внешние зеркала заднего вида перенесли с передних стоек на двери – простое, но чрезвычайно эффективное решение!
Еще одно важное условие безопасности — эргономика салона. Тут главная задача инженеров — свести к минимуму все отвлекающие факторы. То есть водитель не должен искать нужную кнопку, чертыхаясь набирать адрес в навигации или в час по чайной ложке выводить на экран данные маршрутного компьютера. Более того, считается, что дополнительные экраны должны размещаться на одном уровне с щитком приборов, чтобы траектория движения глаз водителя была минимальной. Иногда, правда, выигрывают дизайнеры, которые «во имя красоты» располагают отдельные органы управления в нетипичных местах. Такое случается. Но только не в Subaru. Во всех без исключения моделях марки эргономика продумана до мелочей. А благодаря использованию крупных клавиш некоторыми функциями можно управлять на ощупь.
КАРКАСНАЯ ЗАЩИТА
Не стоит путать каркас безопасности раллийного автомобиля и штатный встроенный в кузов силовой каркас, который есть у всех машин. Есть у всех, но каждый производитель предлагает свою версию. В Subaru было принято решение использовать силовой каркас кольцеобразной формы, защищающий салон от ударов при фронтальных, фронтальных смещенных, боковых и задних столкновениях. Этот путь был выбран еще в 1997 году, когда выходил Forester первого поколения. Во многом благодаря высокому уровню безопасности кроссовер и стал хитом продаж. В его конструкции применялась кольцевая структура, соединяющая крышу и пол с помощью боковых стоек с усиленными продольными балками и порогами, — таким образом формировалась своего рода клетка, в которую был заключен салон машины. Такая конструкция эффективно поглощает удары любого направления при столкновении, обеспечивая надежную защиту салона. Позднее аналогичную конструкцию стали применять в Legacy, а потом и в других моделях Subaru.
ЦЕНА БЕЗОПАСНОСТИ
Любая уважающая себя и своих клиентов компания прекрасно понимает, что экономить можно на чем угодно, но не на безопасности. Ведь человеческая жизнь бесценна. Но, к сожалению, оценить уровень безопасности автомобиля на глаз, в принципе, невозможно. Этот показатель нельзя измерить в рублях, долларах или иенах. Брутальный внедорожник может оказаться куда менее защищенным, чем компактная городская машина. Потому‑то и был изобретен тест-пилот Сэм — первый в мире манекен, который стали использовать, чтобы оценить реальную угрозу водителю при различных ДТП. Сэм породил целую индустрию, и теперь каждую машину исправно проверяют его «внуки» и «правнуки». Все модели Subaru неизменно показывают отличный результат в сертификационных краш-тестах. А в 2011 году кроссовер Subaru XV получил самую высокую оценку в категории «Безопасность пассажиров-детей», обойдя по этому показателю все автомобили, участвующие в тестах Euro NCAP. AG
Комментарии