Российский авторынок, итоги 2021 года: D-E-F-классы

Модели D-класса можно четко разделить на две группы: массовые и премиальные. У первых за последний год резко обострилась борьба за первое место. Если в 2019-м Kia Optima не помышляла о конкуренции с Toyota Camry на равных, то в 2021-м Kia K5 в отдельные месяцы продавалась даже более успешно. По итогам 12 месяцев корейская модель осталась второй (29 224 машины против 31 983), однако в наступившем году имеет все шансы стать первой.

Оставшиеся представители массового сегмента разделились попарно. Hyundai Sonata уверенно обошла японский седан Mazda 6 (6968 машин против 4613). Skoda Superb оказалась востребованнее, чем ее соплатформенник Volkswagen Passat (758 машин против 700). Что примечательно, тройку лидеров сегмента покупают преимущественно в корпоративные парки и под работу в такси, тогда как остальные модели главным образом уходят в частные руки. Отсюда становится понятно, на чем зиждется популярность класса: основным клиентам кроссоверы неинтересны, потому что седаны статуснее.

В премиальной группе нет равных BMW 3 серии. За год разошлось 5159 автомобилей. И это без учета имиджевой четвертой серии и заряженных М-версий! Самый близкий преследователь – Audi A4 – привлек всего 1408 покупателей. Даже если приплюсовать сюда А5 и спортивные версии, не наберется и 2000 штук. Зато только «кольца» предлагают в классе универсал. Продажи пятидверок скромны, всего 77 единиц. Остальные представители группы практически незаметны: 286 – Genesis G70, 255 – Volvo S60, 203 – Mercedes C-класса. И только стильная Kia Stinger на своей внешности и многообразии версий выехала на достаточно успешный результат в 555 автомобилей.

Средний премиальный класс хотя и немногочисленный, но имеет сложившуюся клиентуру. Кого могли, паркетники уже переманили. Остались верные поклонники четырехдверных кузовов, которые и продолжают их покупать, несмотря на «немодность».

То же самое можно сказать про бизнес-седаны. Среди них, кстати, «народных» брендов уже нет, сплошь премиальные. Баварцы хотя и лидируют среди всех люксовых марок по продажам в России, здесь уступили трехлучевой звезде. За прошлый год россияне купили Mercedes E-класса в количестве 6323 штук, BMW 5 серии – 5431 штуку и Audi A6 – 2569 штук. 

BMW может утешиться тем, что заряженные модификации у него расходились лучше, чем у конкурентов: 205 М5 против 152 «ешек»-AMG и 75 RS6 Avant. Желающие выделиться из потока выбирали Genesis G80 (628 машин) и Volvo S90 (524 машины), а совсем смелые – Jaguar XF (5 автомобилей, из которых один – рестайлинговый).

В среде представительских седанов вкусы неизменны. Смена поколения только усилила отрыв Mercedes S-класса от соперников. Дилеры продали 2458 обычных седанов и 169 удлиненных Mercedes-Maybach. Из них 2315 и 69 соответственно относятся к новой генерации в 223-м кузове. Самый успешный из преследователей – BMW 7 серии с результатом 950 автомобилей. Audi A8 выбрали всего 246 покупателей.

Интересный факт: Mercedes S-класса с бензиновым и дизельным моторами берут поровну, у Audi перекос в сторону бензиновых исполнений, клиенты BMW предпочитают дизели. Корейские Genesis G90 и Kia K900 совместными усилиями завоевали почти 300 поклонников, а роль нишевой модели принял на себя Lexus LS (39 продаж).

Из числа средних и больших седанов представительские машины чувствуют себя увереннее всех. И хотя есть сверхсолидные и очень роскошные внедорожники вроде длиннобазного Range Rover или улучшенного Mercedes GLS с приставкой Maybach, еще долго будет считаться правильным приезжать на встречи на седане.