Россия выбирает семейный автомобиль

«Семейный автомобиль» – это легковая машина, которая предназначена для комфортной перевозки не менее пяти человек и багажа, способна транспортировать тяжелые и габаритные грузы и оснащена системами управления и безопасности для людей разного пола и возраста.

В исследовании приняли участие 23 306 человек из разных уголков России, разделенные на возрастные группы (18–29, 30–39 и старше 40 лет). На вопросы ответили 20 431 мужчин и 2875 женщин.

Общероссийский исследовательский проект «РЕЙТИНГИ АВТО ГОДА» является на сегодняшний день самым масштабным в нашей стране исследованием отечественного автомобильного рынка. В рамках опроса были собраны мнения более 23 тыс. жителей разных регионов России. Полученные данные взвешивались и контролировались одной из наиболее уважаемых исследовательских социологических компаний – Synovate Comcon. Одна из задач исследования заключалась в определении лучшего семейного автомобиля. Респондентам предложили оценить каждую модель по следующим критериям: экономичность, безопасность, комфорт, вместительность, надежность и универсальность. По результатам голосования лучшим семейным автомобилем стал Ford Focus, победивший также в категории семейных автомобилей по цене от 500 тыс. до 1,5 млн руб. Почему автолюбители сделали такой выбор, чем он продиктован и какими, по их мнению, качествами должна обладать семейная машина?

Многие маркетологи считают, что категория «семейный автомобиль» размыта и нуждается в уточнении путем деления на подкатегории. И, вероятно, это логично, поскольку «семейными» можно назвать вместительные седаны и хетчбэки, не говоря уже о кроссоверах, универсалах, минивэнах или внедорожниках. Возможно, победа Ford Focus связана не только с тем, что эта модель представлена на российском рынке в трех вариантах кузова (седан, хетчбэк и универсал), но и с доступностью модели. С другой стороны, было бы ошибкой считать, что при выборе семейного автомобиля покупатели ориентируются исключительно на тип кузова и цену. Преуменьшать значимость этих факторов не стоит, однако следует учитывать и размер семьи, которая принимает решение о приобретении машины.

Мы сознательно не будем пользоваться термином «домохозяйство», принятым во всем мире, включая Россию. Так как домохозяйство может состоять и из одного человека, это понятие в нашем случае не является точным. Остановимся на доступном слове «семья». Семья – это, как правило, родители и дети, живущие вместе. Среднестатистическая российская семья состоит из трех человек: папа, мама и ребенок. И в такой семье размер и вместительность автомобиля не являются главными критериями выбора.




Ford Focus

Респонденты исследования РЕЙТИНГИ АВТО ГОДА выделили в Ford Focus его экономичность, безопасность, комфорт, надежность и универсальность. А такое качество, как вместительность, оказалось на последнем месте! И хотя объективность победы Ford Focus сомнений не вызывает, следует отметить, что его сильные качества, отмеченные автолюбителями, присущи многим моделям других марок.

С другой стороны, использование семейного автомобиля напрямую связано с семейными поездками. Как правило, речь идет о выездах на дачу, природу и другие мероприятия. А такие путешествия предполагают перевозку близких родственников и друзей. Кроме того, в машину должны поместиться одежда, продукты и прочие необходимые в поездке вещи. Именно поэтому многие автолюбители считают, что настоящая семейная машина рассчитана как минимум на 5 человек. Иными словами, понятие «семейный автомобиль» нуждается в четком определении.

Итак, семейный автомобиль должен отвечать следующим требованиям:

  • 1. Комфортное перемещение не менее пяти человек с багажом (минимум по одному среднему чемодану на каждого человека). 

  • 2. Легкий доступ ко всем пассажирским местам. 

  • 3. Возможность трансформации салона для перевозки как крупных, так и тяжелых грузов. 

  • 4. Конструкция салона и системы безопасности, рассчитанные на людей разного возраста и разной комплекции. 

  • 5. Регулировка водительского кресла и рулевой колонки под каждого взрослого члена семьи. 

Давайте посмотрим, какие модели заняли лидирующие позиции наряду с Ford Focus и соответствуют ли они перечисленным выше критериям.

В пятерку лидеров среди семейных автомобилей, помимо Ford Focus, вошли Lada Largus, Jeep Grand Cherokee, Hyundai H-1 и Volkswagen Touran. Наличие Jeep Grand Cherokee на лидирующих позициях среди всех респондентов, а также среди респондентов с высокими доходами - очень интересный и важный показатель. Кроме того, Jeep Grand Cherokee получил высокую оценку автомобилистов не только как семейный автомобиль, но и в других категориях, что служит подтверждением огромного интереса к этой машине. А если учесть авторитет бренда и его привлекательный имидж в России, то можно считать, что потенциал Grand Cherokee на нашем рынке реализован не полностью. У известного еще с советских времен брутального автомобиля все еще впереди. Это и отличный внедорожник, обладающий лучшими качествами «мужской» машины, и семейный автомобиль – надежный, комфортный и экономичный. С 2009 года модель показывает хорошую динамику продаж. За 9 месяцев 2014-го продажи Jeep Grand Cherokee увеличились на 72 % по сравнению с аналогичным периодом 2013-го.

Респонденты с низкими доходами поставили на первое место Lada Largus. Далее следуют Hyundai Solaris, Renault Duster и Renault Logan.

Респонденты со средними доходами присудили первое место Ford Focus. В пятерке лидеров оказались Hyundai H-1 и Volkswagen Touran, Opel Zafira Tourer и Ford S-Max, причем две последние модели оказались популярны у мужчин 18+ со средним доходом.

Что касается предпочтений респондентов с высоким доходом, то здесь лидером стал Jeep Grand Cherokee. За ним расположились Volkswagen Multivan, Toyota Venza, Grand Santa Fe и знаменитый Toyota Land Cruiser 200.

Необходимо уточнить, что результаты исследования отражают мнение россиян в целом. Данные опросов в отдельных группах различаются значительно. Так, например, женщины 40 лет и старше отдали предпочтение Subaru Forester, а, скажем, москвичи не включили Jeep Grand Cherokee в пятерку лидеров.

Надо сказать, что столичный автомобильный рынок – явление особое, требующее отдельной оценки. Столица традиционно лидирует как по уровню доходов населения, так и по качеству и количеству представленных марок. Однако в Москве проявляются и общероссийские тренды. Подтверждение тому – все тот же Ford Focus, занявший призовые места в рейтингах, составленных по данным опросов столичных жителей.

Как ни парадоксально, неоднозначность термина «семейный автомобиль» свидетельствует об огромном интересе аудитории к моделям этого типа. Просто у каждой семьи, в зависимости от ее состава, дохода и менталитета, формируется свое понимание семейной машины. Но, повторимся, для большинства россиян лучший семейный автомобиль – это Ford Focus. Он экономичный, безопасный, комфортный, надежный, универсальный, досягаем по цене и легко ремонтируется. Ford Focus – автомобиль с хорошим имиджем, без налета элитарности, но только с хорошими характеристиками, как и все семейство Ford в России.

Размытость понятия «семейный автомобиль» предоставляет широкие возможности производителям для позиционирования своих моделей. Фактически, кроме Ford Focus, нет другой модели, которая бы твердо ассоциировалась с категорией «семейный автомобиль» в разных половозрастных группах с разными доходами в разных регионах. Принимая во внимание накопленные данные по категориям, можно смело утверждать, что в категории «семейный автомобиль» можно создать четкое позиционирование как минимум еще двум моделям автомобилей. Наиболее близко к этой цели подошла Lada Largus, у которой есть все шансы закрепиться в низком ценовом сегменте этой категории. А место в дорогом сегменте «семейного автомобиля» пока вакантно.

Методология исследования

Уникальное исследование проводилось совместно с компанией Synovate COMCON. Для того чтобы оценить, как результаты голосования распределились среди населения России, при обработке данных они были соотнесены с данными масштабного регулярного исследования «Российский Индекс Целевых Групп», занимающегося анализом потребительского поведения и медиа предпочтений россиян от 10 лет и старше, проживающих в городах с населением 100 тыс. человек и более.

Участникам было предложено выбрать модель, которая бы наиболее подходила под заданную тему исследования. Респонденты выбирали из 452 моделей, официально представленных на российском рынке, оценивали машины по 10-балльной шкале и обосновывали свое мнение, выставляя бальные оценки (от 1 до 5) каждой выбранной модели по ряду критериев.

*Взвешенная доля данной модели от общей выборки респондентов

К списку тест-драйвов

Комментарии