Реальность и мечта

Концерн BMW принято считать архетипом производителя спортивных автомобилей, архетипом которых, в свою очередь, является родстер. Именно родстеры прославили баварскую марку в 1930-е годы, они же помогли ей вернуться на мировую арену в 1950-х.


Первой послевоенной моделью BMW был экстравагантный седан 501. Вслед за ним появились роскошные спортивные модели: купе 503 и родстер 507. Их выпуск был обусловлен давлением со стороны Макса Хоффмана – главного импортера немецких машин в Соединенные Штаты в 1950-х. Баварцы подошли к решению вопроса со всей ответственностью и педантичностью, построив по-настоящему выдающиеся автомобили. Однако рафинированность и совершенство спорткаров немцам вышли боком: заоблачные цены ограничили сбыт несколькими сотнями экземпляров. Крах столь дорогостоящего проекта поставил компанию на грань гибели, и спастись удалось благодаря счастливой случайности. Этот плачевный опыт BMW запомнила надолго и следующие четверть века не помышляла ни о родстерах, ни о кабриолетах, отдав производство открытых машин на откуп партнерам из частной фирмы Baur.

Поиск истины

Модель Z4, представленная в 2002 году, сделала шаг в сторону спорткаров категории GT, прибавив в размерах, массе и мощности

На рынок родстеров BMW вернулась в 1989 году, предложив футуристическую модель Z1 с пластиковым кузовом и уникальными дверями, сдвигавшимися вниз, в пороги. И снова неудача: сборка была свернута через два года после старта проекта. Высокие цены и нежелание экспортировать машину в США предопределили фиаско автомобиля. В следующий раз немцы ошибки уже не сделали: поручили дизайн коренному японцу (как-никак за точку отчета была принята Mazda MX-5), анонсировали машину в очередной серии «бондианы», а производство и вовсе перенесли в Америку. Модель Z3 пользовалась подлинным успехом, однако, как выяснилось, ее покупатели не были целевой аудиторией BMW, подолгу сохраняющей лояльность марке. Поиск верной концепции занял несколько лет и сопровождался производством имиджевого суперродстера Z8, мелкосерийного и беспрецедентно дорогого. Новый автомобиль был призван продемонстрировать всю серьезность намерений BMW.

И свежеиспеченный Z4, представленный в 2002 году, явился ответом на все вопросы. Модель сделала шаг в сторону спорткаров категории GT, прибавив в размерах, массе и мощности. Это позволило позиционировать машину на полступени выше «смертельно» опасных соперников – Mercedes-Benz SLK и Porsche Boxster (первый располагал складным жестким верхом, второй – безупречными ездовыми повадками). Да, Z4 получился дороже Z3, что обусловило сокращение объемов производства на треть, но немцев это обстоятельство не обеспокоило – доход с каждой машины увеличился.

Это интересно

Продажи обновленного BMW Z4 стартовали в мае 2013 года. Автомобиль получил блок-фары и задние фонари с 3D-графикой, а также новый декор воздуховодов на передних крыльях. В цветовую палитру добавлен valencia orange (оранжевый «металлик»), знакомый по модели 1-Series M Coupe. Усовершенствованная электромеханика крыши позволяет складывать ее за 19 с на скорости до 40 км/ч. Появилась базовая модификация sDrive18i с двухлитровым мотором мощностью 156 л.с., однако на российском рынке она пока не представлена.

Автомобиль Z4, который выпускается сегодня, представляет собой модель второго по счету поколения. Прежний индекс однозначно указывает на то, что изменения носили эволюционный характер, а мотивацией послужила необходимость привести машину в соответствие с реалиями рынка. Родстер сохранил пропорции кузова и ключевые дизайнерские решения, а оттого выглядит продуктом рестайлинга. За счет заднего свеса автомобиль стал длиннее, а сантиметровый прирост в ширине позволил сделать кокпит чуть просторнее. Но, безусловно, главной новостью стал отказ от мягкой крыши в пользу складывающейся стальной.

Трансформер

Похоже, для BMW такой шаг был вынужденным. Плюсы жесткой конструкции известны: высокая шумо- и влагоизоляция, возросшая пассивная безопасность, возможность круглогодичной эксплуатации в регионах с морозными зимами. Кроме того, это модно и эффектно. Немаловажно, что Mercedes-Benz SLK – одна из «звезд» сегмента – имеет такую крышу аж с 1996 года. К тому же переход на складной стальной верх позволил BMW отказаться от выпуска модификации Z4 Coupe, которая хоть и пользовалась спросом, но весьма ограниченным. Так почему же в Мюнхене так долго думали и первую машину с крышей-трансформером («трешку» с кузовом Е93) запустили в серию только к концу 2006-го?

А потому что минусов тоже предостаточно. Это и чрезмерная сложность механизмов, грозящая отказами и дорогостоящими ремонтами, и повышение центра тяжести, ухудшающее управляемость, и специфическая «куполовидная» форма. В сложенном состоянии крыша практически не оставляет свободного места в багажнике. Но самое главное, она значительно увеличивает массу машины. Недаром такие производители, как Porsche и Audi, отвергают концепцию стального верха, сохраняя приверженность многослойным тканям. Тем более что в последние годы функциональные возможности материалов качественно расширились, и в применении металла уже нет необходимости. Еще не факт, что в BMW не жалеют о содеянном и не планируют вернуться к использованию мягкой крыши в модели 2016 года.

Как бы то ни было, нынешний Z4 сделал очередной шаг от спортивных двухдверок в сторону комфортабельных кабриолетов, так что прямым потомком шустрого и верткого Z3 он считаться не может. Интерьер родстера респектабелен, формален и строг: здесь нет калифорнийского легкомыслия и тонкой самоиронии, поднимающей настроение. Понятно, что все предельно качественно и стилистически безупречно. Понятно, что ни одного эргономического изъяна не сыскать. На то она и немецкая инженерная школа. Но… отличники иногда скучноваты. Не будь здесь четырех «кругляшков» системы микроклимата, выстроенных в ряд, отличить кокпит Z4 от салона одного из массовых седанов BMW было бы не так уж и просто.

Нажатием кнопки

Помнится, модель предшествующего поколения много критиковали за ездовые повадки. Ультрасовременный электромеханический усилитель руля в определенных режимах вызывал у водителя ненатуральные ощущения, а жесткие покрышки run-flat в сочетании с «зажатой» подвеской не лучшим образом переносили некачественное покрытие – плавность хода в такие моменты была весьма условной. Баварцы, естественно, об этом знали и постарались исправить ситуацию с помощью системы Dynamic Drive Control. Право решать, каким будет поведение машины, теперь предоставлено водителю.

Вольфган Шлимме

президент БМВ Групп Россия

Чтобы обеспечить кроссовер динамикой легкового автомобиля, инженеры поработали не только над двигателем и коробкой передач, но и применили целый комплекс новых технологий, которые в первую очередь позволили снизить массу кузова и всех деталей. «Чем легче автомобиль, тем больше радости от его вождения», – уверен руководитель проекта Mazda CX-5 Сигео Мицуно. Силовой каркас кроссовера весит всего 322 кг. Большей частью он сделан из высокопрочной стали, что повысило его жесткость и безопасность.

Дело в том, что Dynamic Drive Control отвечает за комплексную настройку акселератора, преселективной коробки передач DСT с двумя сцеплениями, усилителя руля, а еще – подвески Adaptive M, которая является стандартным оснащением для топовой модификации sDrive35is и опцией (за 64 800 руб.) для других версий. Водителю предоставлен выбор из трех режимов: Comfort, Sport и Sport+, существенно влияющих на поведение машины. В режиме Comfort автомобиль спокоен и покладист: реакции на «газ» смягчены и замедленны, трансмиссия не сразу пускает мотор в зону высоких оборотов. Переключения передач аккуратны, подвеска тщательно отрабатывает неровности, временами допуская диагональную раскачку кузова в поворотах. Руль легкий, но «пустой». Переход в режим Sport меняет все: на руле появляется информативное возвращающее усилие, отклики акселератора становятся мгновенными, коробка передач разом, с театральной перегазовкой, переключается на несколько ступеней вниз. Родстер с радостью меняет курс, лихо ныряя в повороты, однако платить за это удовольствие приходится повышенной вибронагруженностью. Ямки и сколы асфальта, которым прежде удавалось оставаться незамеченными, будто перестали стесняться и теперь напоминают о себе толчками кузова. А продавленная фурами колея вызывает курсовые отклонения, вынуждая крепче сжимать «баранку» и периодически корректировать траекторию. Если и этого мало, добро пожаловать в режим Sport+. Переживания ярче, эмоций больше, машину жаль, да и о собственной безопасности задуматься стоит – контроль со стороны системы динамической стабилизации ослаблен.

Баварцы, естественно, знали о проблемах прошлой модели и постарались устранить их с помощью системы Dynamic Drive Control

На российских широтах спортивным автомобилям вообще и родстерам в частности приходится тяжко. В крупных городах, где в основном проживают владельцы таких машин, дорожная обстановка аховая – разогнаться негде. Да и суровый климат не позволяет ездить по полгода. Тем не менее романтиков и оптимистов в нашей стране хватает, поэтому сегодня на отечественном рынке представлены все ведущие игроки спортивного автопрома. И пусть престижные родстеры коммерчески невыгодны – они отлично справляются с ролью бренд-мессенджеров. Каждый покупатель, приходящий в салон дилера, воочию убеждается, что компания умеет превращать мечты в реальность.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
BMW Z4 sDrive35is
Цена вопроса
 От 1 965 000 руб.
Габариты, мм 4424x1790x1284
Колесная база, мм 2496
Снаряженная масса, кг 1600
Объем багажника, л 180/310
Тип двигателя бензиновый, с двойным наддувом
Рабочий объем, куб. см 2979
Макс.мощность, л.с./об/мин 340/5900
Макс.момент, Нм/об/мин 450+50*/1500 (* в режиме Overboost)
Привод задний
Трансмиссия роботизированная, 7-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 250
Время разгона 0-100 км/ч, с 4,8
Расход топлива (средний), л/100 км 9,0
Объем бака, л 55
Самая доступная модификация BMW Z4 называется sDrive20i и оснащается двухлитровым мотором мощностью 184 л.с. в комбинации с 6-ступенчатой механикой. В перечне стандартного оборудования – система стабилизации DSC, 6 подушек безопасности, кондиционер, комплекс настроек Dynamic Drive Control, биксеноновые фары и 17-дюймовые колеса. Рангом выше стоят sDrive28i (245 л.с.) за 2 280 000 руб., sDrive35i (306 л.с.) за 2 595 000 руб. и sDrive35is (340 л.с.) за 3 015 000 руб.

К списку тест-драйвов

Комментарии