Кто сказал, что коммерческий автомобиль должен иметь грубую и непритязательную внешность? Французские дизайнеры считают, что рабочая лошадка может доставлять эстетическое удовольствие и выделяться в городском потоке. Яркий пример – Citroen Jumper.
История эта началась еще в 70-х годах прошлого века. Итальянский Fiat и французский Citroen приняли решение о совместном выпуске линейки коммерческих автомобилей. Изначально предполагалось большое количество модификаций: от обычного шасси до микроавтобусов и домов на колесах. В результате в 1974 году на свет появились «близняшки»: Fiat 242 и Citroen C35. За разработку платформы и дизайна отвечали французы, а силовую установку поставляли итальянцы. Модель пользовалась успехом. Достаточно сказать, что выпускалась она вплоть до 1992 года, и ее производство было организовано даже в Аргентине.
Сообразили на троих
Компании признали сотрудничество удачным и продолжили его в 1981 году. На конвейер встали сразу три новые модели: Peugeot J5, Citroen C25 и Fiat Ducato. А через некоторое время – еще и клоны под брендами Alfa Romeo, Talbot (для рынка Великобритании) и Zastava. Уже тогда было ясно, что совместная разработка моделей немассового сегмента помогает снизить расходы на инженерию и дистрибуцию, а также позволяет использовать накопленный опыт нескольких производителей. Подобная практика распространена в автомобилестроении по сей день.
По прошествии 30 лет франко-итальянская дружба стала только крепче. Одни из самых популярных развозных фургонов в Европе – Peugeot Boxer, Fiat Ducato и Citroen Jumper. Как и прежде, дизайн – зона ответственности французской стороны. И машина получилась весьма экстравагантной. Разработчики отказались от привычной концепции утилитарного и невзрачного автомобиля. Не на каждой легковушке найдется такое многообразие линий и форм. Кабина вышла полукапотной, но саму крышку моторного отсека решено было сделать очень маленькой. Практически всю переднюю часть формируют массивный пластиковый бампер и огромные фары головного света. Боковины украшены стильными выштамповками, зона остекления впереди элегантно занижена в угоду красоте и обзорности. Единственный дизайнерский просчет – крепление зеркал заднего вида на двойных ножках. Выглядит симпатично, но аэродинамические завихрения между ними то и дело забрасывают грязь на зеркала. Для Европы это может и не так критично, а в России водителю придется регулярно орудовать тряпкой. В целом автомобиль получился очень удачным. Дизайнеры смогли совместить визуальную легкость фургона с правильной геометрией кузова, максимально пригодной для перевозки грузов.
Без изысков
Рабочее место водителя спроектировано с учетом всех современных требований к коммерческим автомобилям. Массивная передняя панель изобилует несметным количеством всевозможных ящиков, ниш, креплений и подстаканников, которые пригодятся как в дальнем путешествии, так и в местных командировках.
Относительно недавно к брендам, под которыми продается модель Jumper, добавился еще один. И весьма неожиданный. Кооперация итальянского Fiat и американского Dodge-Chrysler открыла европейскому производителю доступ на заокеанский рынок. Так что не удивляйтесь, если в Америке вы встретите знакомый автомобиль с эмблемой Dodge на радиаторной решетке и надписью RAM 3500 на передних дверях.
Для коммерческого транспорта, прежде всего, важна простота обслуживания. Красивые, но хрупкие материалы, требующие аккуратного отношения и постоянного ухода, в таких машинах быстро потеряют вид. Торпедо в Jumper выполнено из твердого, но качественного и приятного на ощупь пластика. Приборная панель, как и любой другой сугубо рабочий инструмент, незатейлива, но снабжена всем необходимым (спидометр, тахометр, большой дисплей бортового компьютера) и прекрасно читается. Джойстик КПП расположен на отливе центральной консоли. Такое решение, во-первых, обеспечивает короткие ходы и минимальные усилия при переключении передач, во-вторых, освобождает место для дополнительного сиденья или прохода в заднюю часть салона.
Впечатления от водительского кресла неоднозначные. С одной стороны, инженеры, очевидно, хотели сделать его мягким и комфортным, чтобы водителю было удобно долго находиться на рабочем месте. Но, уделив повышенное внимание профилю, они явно недоработали геометрию посадки. Как и принято в подобных автомобилях, она высокая, но идеально отрегулировать угол наклона подушки и спинки по отношению к рулю так и не получается. То педали оказываются чересчур близко, то до баранки приходится тянуться. Да и руки постоянно находятся в подвешенном состоянии (штатный подлокотник справа расположен слишком высоко, а оконная линия, на которую можно облокотиться, – низко). Citroen Jumper предлагается в двух пассажирских модификациях: Minibus City и Minibus Tourist. Различия – в отделке салона и приятных мелочах. City – идеальный вариант для такси: число пассажирских мест достигает 22. Tourist вмещает максимум 18 человек. В «городском» исполнении Jumper не может похвастаться ни полноценной внутренней обшивкой, ни дополнительной шумоизоляцией, ни удобными креслами. «Туристическая» версия комплектуется системой вентиляции салона (вместо обычных люков в крыше), электроприводом пассажирской двери и прочими атрибутами бизнес-класса.
Единственно верный
Под капотом пассажирских модификаций Citroen Jumper устанавливается 2,2-литровый дизельный двигатель мощностью 130 л.с. Агрегатируется он только с механической 6-ступенчатой коробкой передач. Отсутствие выбора силовой установки оправдано: возможности имеющегося мотора достаточны даже для самого тяжелого исполнения автомобиля. На холостых оборотах дизель не докучает сильными вибрациями и шумами. На ходу он тоже работает негромко, но при этом отличается неплохой эластичностью и уверенной тягой. Приятная картина дополняется хорошо подобранной трансмиссией с выверенными передаточными числами. В условиях плотного городского потока можно двигаться почти как на автомате, используя вторую или третью передачу.
Скорее всего, отсутствие автоматической трансмиссии для Jumper – решение исключительно маркетинговое. Сложный и дорогой агрегат значительно поднял бы цену автомобиля, лишив его важного преимущества. К тому же в нашей стране большинство водителей коммерческого транспорта отдает предпочтение механике. Основной минус модели – недостаточная шумоизоляция в версии City, где упрощенная внутренняя отделка сочетается с чрезмерно жесткой подвеской. Если в городских пробках это еще не очень заметно, то при движении по трассе с не самым лучшим покрытием обитателям «галерки» достается по полной программе. А все дело в том, что в основу пассажирской модификации положено исполнение Heavy с жесткой подвеской, предназначенной для больших нагрузок. Управляемость Jumper производит приятное впечатление. На дороге автомобиль держится уверенно и не реагирует ни на дорожные неровности, ни на колейность. Руль получился достаточно легким при маневрировании на малых скоростях, но вполне информативным – на больших. Пожаловаться можно только на слегка размазанную околонулевую зону.
Полет фантазии
Считается, что в нашей стране покупать готовые заводские пассажирские версии таких автомобилей, как Jumper, немодно. Вернее, невыгодно. Большинство маршруток и прочих микроавтобусов, колесящих по отечественным дорогам, переделано из обычных длиннобазных фургонов. Интересно, что начало подобной практике положила именно франко-итальянская тройка Jumper/Boxer/Ducato.
В сложившейся ситуации неудивительно, что у официальных дилеров нет ценников на микроавтобусы Jumper. Необходимая комплектация собирается под конкретного клиента. А выбор огромный! Перечень доступного оборудования и возможных вариантов компоновки салона занимает несколько страниц. Соответственно, цена каждого автомобиля формируется исходя из пожеланий заказчика. Однако некоторые цифры известны. Начальная комплектация длиннобазного фургона Jumper в исполнении Heavy обойдется в 1 209 000 руб. За пневматическую заднюю подвеску придется доплатить еще 96 000 руб. Таким образом, можно предположить, что более-менее укомплектованный пассажирский Jumper будет стоить как минимум 1 500 000.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
CITROEN JUMPER MINIBUS 2.2 HDI | Цена вопроса
От 1 039 000 руб. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Распространение в нашей стране такого вида транспорта, как маршрутное такси, дало серьезный толчок рынку многоместных микроавтобусов. Разумеется, поначалу балом правили пассажирские «ГАЗели», но со временем клиенты стали более требовательными и расстановка сил поменялась в пользу иномарок. На первых порах это были подержанные «европейцы». Сегодня парк перевозчиков большей частью состоит из фургонов, переделанных на небольших фирмах.
|
Комментарии