Пропасть или взлет?

Год разочарований – так эксперты окрестили 2014‑й. В России дилеры продали 2,5 миллиона новых машин, что на 10,3  % меньше, чем в 2013‑м. Однако даже эта цифра далась автомобильной индустрии с большим трудом.

Начало 2014 года было неоднозначным: если в первом квартале авторынок снижался умеренно, то во втором темп падения увеличился. С января по июнь продажи легковых автомобилей сократились на 7  %. По-настоящему ударным для отрасли стал четвертый квартал, когда на фоне панических настроений, вызванных падением курса рубля, во многих автосалонах были раскуплены буквально все машины. Ожидаемое повышение цен помогло дилерам избавиться даже от «неликвидных» моделей и не пользовавшихся спросом комплектаций. Значительная доля продаж пришлась на покупателей из Казахстана и Белоруссии. По разным оценкам, в ноябре–декабре наши соседи по Таможенному союзу приобрели и вывезли из России примерно 100 тыс. автомобилей, из которых около половины были новыми.

На результат 2014‑го повлияли замедление роста российской экономики, неопределенная геополитическая ситуация и подорожание, обусловленное девальвацией рубля. По отношению к доллару национальная валюта опустилась на 99  %, к евро – на 67, к южнокорейской воне – на 93, к японской иене – на 77. Производители по‑разному отреагировали на сложившуюся ситуацию. Больше других повысили цены американские бренды, что сразу отразилось на их положении на рынке. С сентября 2014‑го по середину января 2015‑го автомобили Opel (концерн General Motors) подорожали на 56  %, Chevrolet прибавил 52, а Ford – 45. Из машин европейских марок заметнее всех «потяжелели» Renault (+26  %). Модели Land Rover прибавили 20  %, Volkswagen – 19. На 20–24  % поднялись цены на автомобили японских брендов Infiniti, Lexus, Nissan, Toyota и Mitsubishi. Менее других подорожали корейские модели KIA (+14  %) и Hyundai (+7  %), а также отечественная LADA (+8  %), что положительно сказалось на объемах сбыта.

LADA, сумевшая реализовать более 387 тыс. машин (на 15,1  % меньше, чем в 2013‑м), сохранила лидерство на российском рынке. Второе место занял бренд KIA с результатом более 195 тыс., что незначительно (−1,2  %) отличается от итоговой цифры прошлого года. Схожая ситуация у Hyundai – четвертое место и 181 тыс. (−0,8  %). А бронзовым призером стал Renault – более 194 тыс. (−7,4  %). В десятку самых популярных марок вошли Nissan, Toyota, Volkswagen, Chevrolet, Skoda и Mitsubishi. Из них хуже всего пришлось брендам Chevrolet, потерявшему 29,5  %, и Volkswagen, продажи которого упали на 18,3  %. Антирекорды показали такие марки, как Ford (−38,2  %), Daewoo (−38  %), Peugeot (−37,7  %) и Citroen (−30,7  %).

Однако 2014‑й разочаровал не всех автопроизводителей. Положительную динамику показали Mazda (+17,5  %), Nissan (+10,7  %) и Toyota (+4,6  %). Ну а лучший результат продемонстрировал Mercedes-Benz, увеличивший объем продаж на 21,3  %. Особенно контрастно эта цифра выглядит на фоне результатов прямых конкурентов по «немецкой тройке» – марок BMW и Audi (минус 15,6  % и 5,9  % соответственно).

В погоне за «Ладой»

Сегмент городских автомобилей, емкость которого в 2013‑м составила 35 тыс. машин, сократился до 18 тыс., то есть практически вдвое. Большая часть продаж в этом классе пришлась на Daewoo Matiz, далее следуют KIA Picanto и Chevrolet Spark.

Наиболее массовый сегмент В, занимающий около трети российского авторынка, сократился незначительно: 868 тыс. реализованных машин в 2014‑м против 886 тыс. в 2013‑м. Наибольшим спросом пользовалась LADA Granta – ее выбрали 153 тыс. покупателей. На втором месте – самая популярная в нашей стране иномарка Hyundai Solaris (свыше 114 тыс.). Следом идет соплатформенный KIA Rio (около 94 тыс.). Тиражом около 65 тыс. разошлись LADA Kalina и Largus. Далее в списке самых популярных моделей значатся Renault Logan, Volkswagen Polo и LADA Priora.

Существенные потери в 2014 году понес класс С. Многие потенциальные клиенты либо сделали выбор в пользу машин подешевле, либо отложили покупку до лучших времен. Вместо 418 тыс. автомобилей, как это было годом ранее, продано всего 270 тыс. Наибольшим спросом пользовались KIA cee’d и Chevrolet Cruze, нашедшие почти по 30 тыс. покупателей. В пятерке лидеров – Ford Focus, Toyota Corolla и Volkswagen Jetta.

Сократился объем продаж и в классе D. Общий результат – 87 тыс. автомобилей, что на 18 тыс. меньше, чем в 2013‑м. С энтузиазмом российские автолюбители приняли новую Skoda Octavia, на которую пришлась почти половина реализованных в сегменте автомобилей – свыше 35 тыс. Более чем в три раза отстает Mazda6, занявшая вторую строчку рейтинга. Около 7 тыс. машин BMW 3 серии позволили баварцам взять третье место и опередить Hyundai i40 и Mercedes C-Класса.

Спрос на роскошь

В 2014‑м вырос сегмент бизнес-седанов, возглавляемый неоспоримым лидером. Это Toyota Camry, которая правит бал уже не первый год. Из 77 тыс. проданных машин 34 тыс. – на счету японского седана. Далее традиционно следуют Nissan Teana (около 10 тыс.) и модели «немецкой тройки»: BMW 5 серии, Mercedes Е-Класса и Audi А6.

Отмечен рост и в сегменте представительских седанов (7400 против 5500 годом ранее). Положительную динамику во многом обусловил успех нового Mercedes S-Класса. Состоятельные россияне приобрели более 4200 таких машин. Вторую строчку рейтинга занимает Audi А8 (свыше 1000 шт.), а вот BMW 7 серии сдает позиции: к баварской модели вплотную подобрался новичок Hyundai Equus.

Устойчивым спросом у россиян пользуются компактные кроссоверы. Здесь безусловный лидер – Renault Duster (более 76 тыс. машин). Это четвертая по популярности модель среди всех продающихся в России. Chevrolet Niva и LADA 4×4 обрели примерно по 43 тыс. владельцев. Было реализовано около 39 тыс. Toyota RAV4 и 35 тыс. Hyundai ix35. Россияне активно покупали Nissan Qashqai, KIA Sportage, Mitsubishi Outlander и Mazda CX-5. Однако положительную динамику в сравнении с 2013‑м показали только ix35, Outlander и CX-5.

Большие надежды

В оценке перспектив на 2015‑й эксперты единодушно пессимистичны. По прогнозам, падение рынка составит 25 % и более. По итогам января и февраля некоторые предполагают, что рынок сократится вдвое. Это обусловлено ростом тарифов ОСАГО и КАСКО, подорожанием запчастей и увеличением общих расходов на содержание автомобилей. Самочувствие автомобильного рынка будет зависеть от доступности кредитов, цен на машины и экономической ситуации в целом. По мнению специалистов компании PricewaterhouseCoopers, восстановление рыночных показателей до уровня рекордного для России 2012 года может занять около пяти лет. Между тем в долгосрочной перспективе российскому авторынку предрекают уверенный рост и даже первое место в Европе. Так что все самое интересное – впереди…

К списку тест-драйвов

Комментарии