Повышенные обязательства

Универсалам повышенной проходимости, которые занимают, казалось бы, узкую нишу между обычными легковушками и кроссоверами, присуща неожиданная видовая вариативность. Она обусловлена попытками производителей придать грозный облик автомобилям разных типов и классов.

Сегодня машины повышенной проходимости четко разделились на две группы. В первую входят недорогие переднеприводные хетчбэки и универсалы, внедорожные качества которых производители улучшают посредством банального увеличения клиренса. Затем автомобиль получает «злые» бамперы в комплекте с защитными накладками на пороги и колесные арки — и все, новый кроссовер готов. Можно сколько угодно смеяться над непритязательностью подобного решения, однако по проходимости такая машина ничуть не уступает легким внедорожникам с приводом на одну ось, которые стоят, как правило, заметно дороже.

Модели второй, «малонаселенной», группы великолепно оснащены технически. Это полноприводные универсалы премиальных брендов, адресованные тем взыскательным клиентам, которые на дух не переносят внешний вид и манеры внедорожников. Тем, кто хочет ездить на изящном автомобиле со спортивной реакцией, уверенно передвигающемся по пересеченной местности. А рецепт, как ни странно, схожий: большой дорожный просвет и дополнительная защита по периметру кузова.

Вот только ходовые качества доводятся до идеала со всем пристрастием. Понятно, что стоит такая техника немало, зато выглядит харизматично и престижно. На российском рынке представлены универсалы повышенной проходимости обоих типов, и интерес к ним вспыхнул с новой силой, после того как в игру вступила LADA. За последнее время отечественный бренд запустил в серию три подобные модели: Largus Cross, Kalina Cross и Vesta SW Cross. И каждую покупатели встретили с энтузиазмом. Что неудивительно: многие автовладельцы регулярно попадают в ситуацию, когда для преодоления сложного участка дороги достаточно хорошей геометрической проходимости, а тольяттинские машины с приставкой Cross в названии полностью отвечают этому требованию.

Бесспорным лидером означенного сегмента российского рынка уже не первый год остается Renault Sandero Stepway, а среди новинок, способных показать солидные объемы продаж, в первую очередь следует упомянуть KIA Rio X‑Line. Еще есть Dongfeng DFM H30 Cross, однако спрос на него ограничен: за весь 2017 год покупателей нашли 502 машины. Кстати, все перечисленные модели вписываются в ценовой диапазон от 536 000 до 1 035 000 руб., а это важное обстоятельство.

Флагманом второй группы стал Subaru Outback c результатом 1152 машины. «Японца» преследуют Volvo V90 Cross Country (722 шт.) и V40 Cross Country (608 шт.). Другие модели, среди которых Audi A4 allroad, A6 allroad, Mercedes-Benz E-Class All-Terrain, Skoda Octavia Scout, Volvo V60 Cross Country и Volkswagen Passat Alltrack, продавались из рук вон плохо. Причина тому — высокие цены: от двух до шести миллионов рублей. Вероятно, покупатели считают, что такие деньги достойны лучшего применения. AG

1 МЕСТО — RENAULT SANDERO STEPWAY
509 000 — 779 990 руб.

Фактом существования этого автомобиля мы обязаны бразильскому подразделению группы Renault, менеджеры которого разглядели в хетчбэке Sandero отличную базу для построения низкобюджетного субкроссовера. Появление машины на южноамериканском рынке вызвало такой ажиотаж, что в штаб-квартире Renault во французском Бийанкуре приняли решение без малейших промедлений запустить Sandero Stepway в продажу в других регионах, в том числе в Западной Европе и России. Оказавшись там самым доступным кроссовером, Sandero Stepway гарантировал себе практически недосягаемое положение, прочно оккупировав пусть не самый крупный и прибыльный, но все же важный сегмент рынка.

В 2014 году в нашей стране дебютировал Sandero Stepway, производство которого было организовано на мощностях АВТОВАЗа. Новая модель во всех отношениях лучше предыдущей: более складная, практичная и вместительная. Но главное — появилась долгожданная версия с автоматической коробкой передач. Автомобилю сопутствовал несомненный коммерческий успех: в 2017‑м на Stepway пришлись ровно 80 % продаж хетчбэков Renault Sandero! Правильная формула позволяет машине эффективно отражать натиск конкурентов, среди которых несколько лет назад выделялся более доступный Geely MK Cross, а сегодня это земляки под маркой LADA.

Наибольшей популярностью у российских покупателей пользуется Sandero Stepway в самом простом исполнении: с 82‑сильным двигателем и механической коробкой передач. Стоит такая модификация от 660 000 руб. и обеспечивает 44 % продаж. Еще 31 % приходится на 102‑сильную версию с 4‑ступенчатым автоматом (от 730 000 руб.). Другие исполнения — с двигателем мощностью 113 л. с. и механикой — стоят не менее 700 000 руб. Надо отметить, что клиенты Sandero Stepway отдают равное предпочтение комплектациям Confort и Privilege. Последняя отличается наличием боковых подушек безопасности, климат-контроля, кожаного руля, штатной аудиосистемы и еще кое‑каких мелочей.

2 МЕСТО — LADA LARGUS CROSS
689 900 — 714 900 руб.

Покупатели чаще отдают предпочтение пятиместной модификации Largus Cross. Она на 45 000 руб. дешевле семиместной, которую выбрали 43 % клиентов

Универсал LADA Largus является ближайшим родственником Renault Sandero. Мало того что у этих машин общий предок — Renault Logan первого поколения, — так еще и производятся они на одном предприятии в Тольятти. Правда, назвать их прямыми конкурентами язык не поворачивается: слишком они разные. Честно говоря, Largus, намеренно или случайно, практически невозможно классифицировать. Растянутая до 2905 мм колесная база и салон с тремя рядами сидений заставляют предполагать в нем компактвэн, но тогда как быть с низкой крышей? С появлением же версии Cross машина сделала решительный шаг в сторону кроссоверов. Впрочем, такие головоломки нравятся покупателям. Они с готовностью платят за расширенный функционал.

Largus Cross появился в продаже в 2015 году, став вторым экспериментом бренда LADA в формате «кроссовер-лайт» после дебютировавшей несколькими месяцами ранее Kalina Cross. Пакет Cross добавляет к цене обычного универсала Largus в сопоставимой конфигурации всего 35 000 руб., и это действительно выгодное вложение. Дорожный просвет увеличивается со 145 до 170 мм, а кузов, помимо неокрашенных бамперов, получает надежную защиту колесных арок и порогов. Однако следует учитывать, что модель доступна только в максимальной для семейства Largus комплектации Luxe: с двумя подушками безопасности, полным электропакетом, кондиционером, датчиками парковки, аудиосистемой, 16‑дюймовыми колесами. В качестве силового агрегата используется 16‑клапанный ВАЗ-21129 рабочим объемом 1,6 л и мощностью 106 л. с. Так что ценам — 690 000 руб. за пятиместную машину и 715 000 за семиместную — удивляться не приходится. И хотя стандартный Largus в базовой комплектации c 87‑сильным мотором можно приобрести за 545 000 руб., стоимость модификации Cross покупателей не смущает. В 2017 году ее доля в общем объеме продаж семейства Largus составила 37 %, что, безусловно, свидетельствует о большом успехе.

3 МЕСТО — LADA KALINA CROSS
535 800 — 603 600 руб.

Вся призовая «тройка» сегмента универсалов повышенной проходимости оккупирована машинами брендов группы Renault, однако они достаточно грамотно дистанцированы друг от друга. Если компактный и маневренный Renault Sandero Stepway с опционным автоматом адресован жителям крупных городов, то чрезвычайно вместительный, но слегка неуклюжий LADA Largus Cross отлично адаптирован к загородной жизни. А стоят эти машины примерно одинаково. LADA Kalina Cross намного доступнее. Автомобиль в базовой комплектации Classic с 8-клапанным мотором рабочим объемом 1,6 л и мощностью 87 л. с. обойдется всего лишь в 536 000 руб. Доплата за 16-клапанный двигатель (106 л. с.) составляет 15 000 руб., а роботизированная коробка передач АМТ увеличит цену на 28 000 руб. Самая дорогая Kalina Cross стоит сегодня 616 000 руб., однако соблюдение клиентом всех условий действующих акций и спецпредложений способно удешевить ее аж на 96 000 руб!

Если сравнивать Cross с обычным универсалом семейства Kalina, разница в цене составит 14 000–37 000 руб. (в зависимости от комплектации). Это вполне умеренная плата за привлекательную внешность в сочетании с действительно улучшенной геометрической проходимостью: один только клиренс величиной 183 мм чего стоит! К аргументам «за» следует добавить высокую ликвидность на вторичном рынке. Все эти доводы покупатели считают вполне убедительными: на долю версии Cross приходится почти 65 % продаваемых дилерами LADA универсалов Kalina. Внутренняя структура сбыта модели такова: наибольшим спросом пользуется 106-сильная модификация с механикой (61 %), следом идет версия с 87-сильным двигателем (36 %), ну а коробка АМТ клиентов практически не интересует (3 %). Окрыленный успехом проекта Cross, бренд LADA приступил в 2017 году к производству флагманской модели Vesta SW Cross, которая была тепло встречена покупателями: за первые три месяца продаж владельцев нашли 2839 машин. Нет никаких сомнений, что этот автомобиль ждет блестящее будущее.