ПЕРЕВОЗЧИКИ. ОБУВЬ ДЛЯ ВЕЛИКАНА

Начав разговор об активной и пассивной безопасности большегрузного транспорта, нельзя обойти стороной тему покрышек. Как известно, в случае с легковым автомобилем хорошие шины — это и динамика, и управляемость, и комфорт. Справедливо ли утверждать то же самое по отношению к среднетоннажным грузовикам и магистральным тягачам?

Круглая и черная — вот и все сходство между грузовой покрышкой и легковой. Шутки шутками, однако у коммерческих шин действительно иные задачи, сильно влияющие и на конструктивные решения. Ведь что важно перевозчику? В первую очередь долговечность, а это понятие подразумевает как износостойкость, так и устойчивость к повреждениям, и ремонтопригодность. Второй по значимости фактор — топливная экономичность. И лишь на третьем месте, с большим отставанием, — эффективность торможения. Не противоречит ли это современным реалиям? Известно, что в последние годы безопасности коммерческих автомобилей придается все большее и большее значение. Вслед за легковыми машинами грузовики приобретают всевозможных электронных помощников, многие из которых — в частности, системы старта в гору или автоматического торможения — требуют качественного сцепления покрышек с дорогой. Производители шин, естественно, реагируют на эти вызовы, но учитывая приоритеты своих клиентов. Иначе говоря, долговечную покрышку по возможности делают более «цепкой», а не наоборот.

Тем не менее прогресс налицо. Если в конце 1990‑х на российском рынке были представлены только камерные шины диагонального типа с текстильным каркасом, то сейчас в лидеры вышли бескамерные радиальные модели с цельнометаллическим каркасом. Они прочнее, меньше греются и обеспечивают лучшую экономичность, устойчивость и управляемость на высоких скоростях, но и дороже: «переобувка» двухосного тягача с трехосным полуприцепом обойдется в 200 000–300 000 руб. Однако эти расходы в итоге оказываются экономически целесообразными. Цельнометаллический каркас служит до миллиона километров, а протектор — около 250 000, поэтому такие покрышки способны пережить несколько процедур реставрации. Например, Bridgestone в своих промо-материалах выделяет модели, пригодные для последующего восстановления, а Continental пошел еще дальше, предлагая восстановленные заводским способом покрышки под грифом ContiRe и давая на них полноценную гарантию.


Цельнометаллический каркас служит до миллиона километров, а протектор — около 250 000, поэтому такие покрышки способны пережить несколько процедур реставрации

Ведущие шинные компании подразделяют свои модели на несколько серий: магистральную (например, Continental Conti EcoPlus, Goodyear KMAX, Michelin X Line, Nokian E‑Truck Drive), пригородную (Continental Conti Hybrid, Goodyear Regional, Michelin X Multi, Nokian NTR), строительную (Continental HDC / HSC / HTC, Goodyear Omnitrac, Michelin X Works, Nokian NTR 73S) и внедорожную (Continental HCS / HDO / HSO, Michelin X Force). В каждой — покрышки для управляемых колес, для ведущей оси, универсальные и для прицепов. Они отличаются грузоподъемностью, рисунком протектора и сцепными свойствами и в большинстве случаев не являются взаимозаменяемыми. Диверсификацию своей продукции производители шин нередко преподносят, как залог дорожной безопасности. В этом есть доля правды: когда 40‑тонный автопоезд оснащается правильно подобранной резиной, спокойнее на душе становится и владельцу, и водителю, и всем окружающим.

Существуют и зимние грузовые покрышки. Но к ним относятся только те модели, на которых есть маркировка 3PMSF и специальный символ — трехглавая гора со снежинкой (это Continental Scandinavia, Goodyear Ultra Grip, Nokian Hakkapeliitta Truck). Для получения сертификата 3PMSF шины проходят строгую проверку — независимые тесты по правилам 117 ЕЭК ООН. Такие модели дороже всесезонных категории M+S на 10–20 %, однако безоговорочно превосходят их во всех «снежных» дисциплинах. Интересно, что почти все производители допускают эксплуатацию зимних покрышек летом, лишь обращая внимание на возможный более интенсивный износ. С другой стороны, современные шины M+S отлично ведут себя в холодное время года, справляясь с любыми дорожными условиями, кроме голого льда и рыхлого снега.

Залог безопасного движения грузовика — отказ от экспериментов и соблюдение элементарных правил, включая свое‑ временную замену изношенной резины и выбор подходящей модели покрышек. Причем гнаться за громкими брендами не всегда имеет смысл, так как на рынке появилась вполне достойная продукция отечественных и китайских предприятий. Ну а «породистые» шины нужны в первую очередь там, где могут потребоваться экстренные маневры, — на скоростных трассах и в черте города. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии