Обзор рынка. Не отрываться от земли

Несмотря на бурный рост сегмента всевозможных кроссоверов, значительная доля рынка по‑прежнему приходится на обычные хетчбэки и седаны. А уж «бюджетники» российской сборки, относящиеся к классу B, и вовсе забрались на недосягаемую высоту.

Подходит к концу, пожалуй, самый сложный год в истории российского авторынка. Снижение продаж близко к катастрофическому. Самые оптимистичные прогнозы на 2016‑й говорят о сохранении сложившейся ситуации, пессимистичные – прочат дальнейший спад.

Выборка классов в данном обзоре показательна: он охватывает почти все так называемые народные автомобили. Иными словами – машины, входящие в топ-25 самых популярных. Причем некоторые из них сотворили невозможное, продемонстрировав в столь непростых условиях рост продаж.

Толстый и тонкий

Если к концу 2015‑го Hyundai Solaris отвоюет первое место у LADA Granta, это будет настоящей сенсацией. Никогда еще иномарка не взлетала так высоко!

Городские микроавтомобили и до кризиса были в нашей стране не в почете, а сегодня, кажется, и вовсе находятся на пороге исчезновения. Дела в сегменте идут почти вдвое хуже, чем на рынке в целом: за три квартала 2015‑го падение составило более 60 %, и ситуация усугубляется. Львиную долю продаж обеспечивают две модели: Daewoo Matiz и KIA Picanto. И, честно говоря, непонятно, чем они привлекают покупателей. У первой помехой должен быть возраст, у второй – цена (столько же стоит более просторный и солидный KIA Rio). А вот за Smart можно порадоваться. Этот имиджевый малыш наглядно демонстрирует, что такое премиум-класс в эпоху кризиса: плюс 42,7  %! Правда, прирост в процентах выглядит гораздо эффектнее, чем в штучном исчислении: продажи двухдверки не дотягивают и до 400 экземпляров.

Совсем иная картина в малом классе. Именно с такими автомобилями россияне устойчиво ассоциируют понятие «бюджетный седан», а это всегда бестселлер! И хотя эпитет «бюджетный» распространяется только на часть автомобилей сегмента, да и седаны здесь далеко не все, читатели сразу понимают, о чем речь. Так вот 12 из 17 самых продаваемых в январе-сентябре моделей в России – это машины В-Класса локальной сборки.

Успех Hyndai Solaris, кажется, ошеломил даже самого производителя/ Кроха Smart привлекает достаточное количество оригинально мыслящих покупателей

Каждый из автомобилей, входящих в тройку лидеров, – LADA Granta, Hyundai Solaris и KIA Rio – уверенно разошелся тиражом более 70 000 шт. Надо сказать, тут кипят настоящие страсти. Все идет к тому, что отечественная модель уступит первое место. И это будет настоящей сенсацией! Никогда еще иномарка не взлетала так высоко.

За девять месяцев 2015‑го Hyundai Solaris пять раз оказывался первым и четыре раза вторым. LADA Granta четырежды удерживалась на вершине, но дважды откатывалась на третье место, пропуская вперед еще и KIA Rio. С начала года тольяттинская модель потеряла 19,4  % покупателей – прирост продаж Hyundai составил 1,3  %. Если тенденция сохранится, «корееец» перегонит «Гранту» и в декабре поставит победную точку.

Что касается других машин в сегменте, то они точно не претендуют на лидерские позиции. Занимающий четвертое место Volkswagen Polo за три квартала разошелся тиражом всего 31,4 тыс. экземпляров. Идущие следом автомобили расположились очень плотной группой. Например, модель SKODA Rapid, которая находится на 12‑й строчке в рейтинге продаж в классе, обрела 17,8 тыс. новых владельцев.

В целом же большинство моделей сегмента В демонстрируют спад продаж. Помимо уже упоминавшегося Hyundai Solaris, вырасти удалось только его «близнецу» KIA Rio (на 7,9  %). Прогресс лифтбэка Rapid и седана Datsun on-DO не в счет: они вышли на рынок в прошлом году и пока набирают обороты. Отдельно следует упомянуть 98 %-ный обвал спроса на Chevrolet Cobalt. Эта машина была выпущена весной 2013‑го, и производитель наверняка надеялся на устойчивый спрос. Но напрасно: модель не блистала даже в экономически благополучные времена. Впрочем, у седана узбекской сборки будет второй шанс: в следующем году он вернется в Россию под именем Ravon R4 (эта марка пришла на смену бренду Daewoo).

Статусные вещи

Лидером гольф-класса, как и год назад, является KIA cee’d. Его перевес над седаном Volkswagen Jetta, занимающим второе место, более чем весомый, – плюс 75  %. В пятерку лидеров также входят Ford Focus, Chevrolet Cruze и Opel Astra. Причем в этой компании назвать условно благополучным можно только «корейца». Падение продаж cee’d составило 30,9  %, что сопоставимо с рынком в целом. Jetta же растеряла почти половину покупателей, а другие модели – 62  % и более. И это еще притом что Cruze и Astra прощаются с россиянами: концерн GM, как известно, решил покинуть нашу страну. А не будь прощальных скидок от производителя? Показатели были бы намного хуже.

Седан Q50 своей популярностью оправдывает звание "входного билета" в мир Infiniti/ Локальная сборка помогает VW Jetta держаться в числе лучших. А вот родственный Golf из-за высокой цены совсем сник

Если пробежаться глазами по рейтингу вниз, можно увидеть совсем уж удручающие цифры. За минус 70  % ушли Toyota Corolla, Mazda3, Volkswagen Golf, Mitsubishi Lancer, Renault Fluence и Megane. Так что общая картина в сегменте намного хуже, чем в более доступном В-Классе.

Что касается автомобилей класса D, то их с полным правом можно назвать машинами не для всех. И игроков тут поменьше, и абсолютные цифры «пожиже». SKODA Octavia сумела преодолеть отметку 16 тыс. проданных экземпляров, Hyundai i40 – 5 тыс. Другие машины сегмента привлекли еще меньше покупателей.

Между тем здесь уже пытаются править бал премиум-марки. До пьедестала они не дотянулись, но Mercedes C-Класс, BMW 3‑Series и Audi A4 дружно заняли места с четвертого по шестое. Любопытно, что реализация машин с трехлучевой звездой выросла на 11,3  %, тогда как преследователи серьезно просели: на 46,5 и 33,5  % соответственно. Отметим и успех Infiniti Q50, добравшегося до девятой строчки.

Надо сказать, итоги закономерны. Субкомпакты страдают от отсутствия локализации и, как следствие, высоких цен. В-Класс чувствует себя чуть лучше, чем рынок в целом. И вот это может показаться странным: казалось бы, покупатели таких автомобилей небогаты и экономические удары должны ощущать как никто. А секрет прост, и кроется он в печальной статистике продаж гольф-класса. До кризиса многие россияне тянулись к более статусным машинам, а с падением доходов обратили взоры на модели попроще, тем самым обеспечив рост «бюджетникам». Кроме того, роль сыграла меньшая локализация производства автомобилей С-сегмента. Ну а D-Класс – отдельная история. «Одним колесом» такие машины стоят в премиуме, где у покупателей, как известно, особая модель поведения на стрессовом рынке. AG

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ ПО КЛАССАМ (январь-сентябрь 2015г.)

К списку тест-драйвов

Комментарии