В последние месяцы результаты продаж на автомобильном рынке не радуют. Однако существуют «островки стабильности» – на них негативные веяния не распространяются. Одним из таких «оазисов» является сегмент кроссоверов, позиции которого становятся только прочнее.
Сегодня наибольшей популярностью среди кроссоверов пользуется Honda CR-V – за девять месяцев текущего года в мире было продано более полумиллиона этих машин! В сравнении с аналогичным периодом 2012‑го рост составил почти 10 %, и для глобального рынка в его нынешнем состоянии это превосходный показатель. Ключевой фактор успеха CR-V – скачок спроса в США и Канаде. Эти страны выбрались из рецессии и вступили в фазу активного потребления. Впрочем, автомобиль любят и китайцы, купившие 143 тыс. автомобилей. Что до России, то у нас CR-V находится не на первых ролях – и цены высоки, и поставки нерегулярны. Хотя потенциал у модели есть, и немалый.
Серебро и бронза
Безусловным «номером два» является Ford Escape, в Старом Свете известный как Kuga. За три квартала текущего года он разошелся тиражом 387 тыс. шт., продемонстрировав впечатляющий рост на 35 %. Опять постарались и американские покупатели, обеспечившие 59 % сбыта, и китайцы, которые приобрели 66 тыс. машин, а вот в кризисной Европе успехи скромнее.
В 2012 году емкость отечественного рынка автомобилей повышенной проходимости составила без малого 900 тыс. машин, увеличившись в сравнении с 2011‑м на 200 тыс. шт. За один год доля внедорожников в общем объеме сбыта машин возросла с 28 до 32 %, и эта тенденция сохраняется. В денежном выражении кроссоверам принадлежит 50 % суммы, получаемой от продаж новых автомобилей в России, что свидетельствует о качественном преобразовании структуры рынка.
На российском рынке Kuga довольствуется ролью статиста, и компания Ford не предпринимает попыток изменить ситуацию. «Бронза» мирового рейтинга досталась модели Hyundai Tucson (она же ix35). За девять месяцев корейцы продали 365 тыс. автомобилей, добившись прироста на 30 %. Примечательно, что география сбыта Tucson более диверсифицирована, чем в описанных выше случаях: главным рынком для модели стал Китай, покрывший 31 % продаж, еще 7 % (24 тыс. шт.) «взяла на себя» Россия. В сопоставлении с тремя кварталами прошлого года реализация Hyundai ix35 на нашем рынке увеличилась на 21 %, что позволило этому корейскому автомобилю занять седьмое место среди кроссоверов, покупаемых россиянами.
Ну а лидером в сегменте машин повышенной проходимости по итогам девяти месяцев в России вполне ожидаемо стал Renault Duster. Продажи этого автомобиля за год выросли аж на 122 % и составили 60,5 тыс. единиц. Сугубо отечественные модели – Chevrolet Niva и Lada 4×4 – с тиражами 38,5 и 38 тыс. шт. соответственно остались далеко позади. Однако, несмотря на заметное снижение спроса (на 12 % для Niva и на 6 % для Lada 4×4), они надежно удерживают второе и третье места в национальном рейтинге. Надо сказать, что успехи Duster по‑настоящему глобальны. Машина представлена во всех уголках мира, и везде ей сопутствует удача: «суммарный результат» увеличился на 42 % и равен 292 тыс. проданных экземпляров.
В русле трендов
Четвертое место в России, как, впрочем, и во всем мире, занимает Toyota RAV4. Дебют модели нового поколения буквально взорвал наш рынок: скачок продаж составил 45 %! Россияне приобрели 30 тыс. машин, и это лишь 8,5 % от объема мировых продаж, исчисляемого 351 тыс. шт. Главным регионом сбыта для RAV4 по‑прежнему остаются США, где покупается 46 % этих автомобилей, далее следует Китай (20 %).
Если говорить о странах Европы, то ни кроссоверы, ни тем более крупные внедорожники там не в почете. Самой результативной моделью в классе стал Nissan Qashqai: за три квартала европейцы приобрели 161 тыс. этих автомобилей – ровно столько же, сколько и за аналогичный период 2012 года. В общем рейтинге Старого Света Qashqai занимает восьмое место. В глобальном масштабе продажи этой модели снизились на 7 % (до 291 тыс. шт.). Интересно, что на 8 % упали они и в России, где Nissan реализовал 27 тыс. автомобилей. Тенденции на российском и мировом рынках совпадают и в отношении Volkswagen Tiguan. Если в целом его реализация сократилась на 2 %, составив 315 тыс. шт., то в России она уменьшилась на 9 % (до 21 тыс. машин). Беспокоит ли это немцев? Вполне вероятно, что нет. Ведь на китайском, профильном для Tiguan, рынке продажи выросли на 10 %, превысив отметку 150 тыс. единиц.
Типы и классы
Среди фаворитов российского рынка внедорожной техники осталось упомянуть Kia Sportage, который по истечении трех кварталов 2013‑го занимает шестое место. Наши соотечественники приобрели 24,5 тыс. машин, что привело к увеличению сбыта на 3 %. Ровно на те же 3 % вырос спрос и в глобальном масштабе. Всего Kia Sportage нашел 256 тыс. покупателей, 40 % которых проживают на территории Китая. Между тем самым популярным кроссовером китайского производства стал Great Wall Haval M4 (91 тыс. проданных экземпляров), с недавних пор официально представленный и в России. В сегменте премиум-кроссоверов безальтернативно доминирует марка Audi. На первом и втором местах находятся модели Q5 и Q3 с результатами 171 и 103 тыс. машин соответственно. На третьем месте оказался Lexus RX (86 тыс. шт.), за которым следуют BMW X1 (81 тыс. шт.) и Mercedes-Benz GLK (77 тыс. шт.).
Если выделить полноразмерные модели в отдельный класс, то можно выявить пару лидеров. Это Ford Explorer, продажи которого за 9 месяцев 2013 года достигли 168 тыс. шт., увеличившись на 26 %, и Jeep Grand Cherokee – 154 тыс. шт. при росте на 11 %. Понятно, что подавляющее большинство таких машин приобретается резидентами США и Канады. На противоположном фланге находятся мини-кроссоверы, также набирающие обороты. Помимо Audi Q3 успешно продаются Nissan Juke (147 тыс. шт.) и Ford EcoSport (121 тыс. шт.), спрос на который пока опережает объемы производства. К слову, на российском рынке EcoSport дебютирует весной 2014 года.
К списку тест-драйвов
Комментарии