Обзор рынка. Время роста

В последние месяцы результаты продаж на автомобильном рынке не радуют. Однако существуют «островки стабильности» – на них негативные веяния не распространяются. Одним из таких «оазисов» является сегмент кроссоверов, позиции которого становятся только прочнее.


Лидером среди машин повышенной проходимости на российском рынке по итогам девяти месяцев этого года ожидаемо стал Renault Duster – его продажи выросли на 122 %

Сегодня наибольшей популярностью среди кроссоверов пользуется Honda CR-V – за девять месяцев текущего года в мире было продано более полумиллиона этих машин! В сравнении с аналогичным периодом 2012‑го рост составил почти 10 %, и для глобального рынка в его нынешнем состоянии это превосходный показатель. Ключевой фактор успеха CR-V – скачок спроса в США и Канаде. Эти страны выбрались из рецессии и вступили в фазу активного потребления. Впрочем, автомобиль любят и китайцы, купившие 143 тыс. автомобилей. Что до России, то у нас CR-V находится не на первых ролях – и цены высоки, и поставки нерегулярны. Хотя потенциал у модели есть, и немалый.

Серебро и бронза

Безусловным «номером два» является Ford Escape, в Старом Свете известный как Kuga. За три квартала текущего года он разошелся тиражом 387 тыс. шт., продемонстрировав впечатляющий рост на 35 %. Опять постарались и американские покупатели, обеспечившие 59 % сбыта, и китайцы, которые приобрели 66 тыс. машин, а вот в кризисной Европе успехи скромнее.

Это интересно

В 2012 году емкость отечественного рынка автомобилей повышенной проходимости составила без малого 900 тыс. машин, увеличившись в сравнении с 2011‑м на 200 тыс. шт. За один год доля внедорожников в общем объеме сбыта машин возросла с 28 до 32 %, и эта тенденция сохраняется. В денежном выражении кроссоверам принадлежит 50 % суммы, получаемой от продаж новых автомобилей в России, что свидетельствует о качественном преобразовании структуры рынка.

На российском рынке Kuga довольствуется ролью статиста, и компания Ford не предпринимает попыток изменить ситуацию. «Бронза» мирового рейтинга досталась модели Hyundai Tucson (она же ix35). За девять месяцев корейцы продали 365 тыс. автомобилей, добившись прироста на 30 %. Примечательно, что география сбыта Tucson более диверсифицирована, чем в описанных выше случаях: главным рынком для модели стал Китай, покрывший 31 % продаж, еще 7 % (24 тыс. шт.) «взяла на себя» Россия. В сопоставлении с тремя кварталами прошлого года реализация Hyundai ix35 на нашем рынке увеличилась на 21 %, что позволило этому корейскому автомобилю занять седьмое место среди кроссоверов, покупаемых россиянами.

Ну а лидером в сегменте машин повышенной проходимости по итогам девяти месяцев в России вполне ожидаемо стал Renault Duster. Продажи этого автомобиля за год выросли аж на 122 % и составили 60,5 тыс. единиц. Сугубо отечественные модели – Chevrolet Niva и Lada 4×4 – с тиражами 38,5 и 38 тыс. шт. соответственно остались далеко позади. Однако, несмотря на заметное снижение спроса (на 12 % для Niva и на 6 % для Lada 4×4), они надежно удерживают второе и третье места в национальном рейтинге. Надо сказать, что успехи Duster по‑настоящему глобальны. Машина представлена во всех уголках мира, и везде ей сопутствует удача: «суммарный результат» увеличился на 42 % и равен 292 тыс. проданных экземпляров.

В русле трендов

Четвертое место в России, как, впрочем, и во всем мире, занимает Toyota RAV4. Дебют модели нового поколения буквально взорвал наш рынок: скачок продаж составил 45 %! Россияне приобрели 30 тыс. машин, и это лишь 8,5 % от объема мировых продаж, исчисляемого 351 тыс. шт. Главным регионом сбыта для RAV4 по‑прежнему остаются США, где покупается 46 % этих автомобилей, далее следует Китай (20 %).

Если говорить о странах Европы, то ни кроссоверы, ни тем более крупные внедорожники там не в почете. Самой результативной моделью в классе стал Nissan Qashqai: за три квартала европейцы приобрели 161 тыс. этих автомобилей – ровно столько же, сколько и за аналогичный период 2012 года. В общем рейтинге Старого Света Qashqai занимает восьмое место. В глобальном масштабе продажи этой модели снизились на 7 % (до 291 тыс. шт.). Интересно, что на 8 % упали они и в России, где Nissan реализовал 27 тыс. автомобилей. Тенденции на российском и мировом рынках совпадают и в отношении Volkswagen Tiguan. Если в целом его реализация сократилась на 2 %, составив 315 тыс. шт., то в России она уменьшилась на 9 % (до 21 тыс. машин). Беспокоит ли это немцев? Вполне вероятно, что нет. Ведь на китайском, профильном для Tiguan, рынке продажи выросли на 10 %, превысив отметку 150 тыс. единиц.

Типы и классы

Среди фаворитов российского рынка внедорожной техники осталось упомянуть Kia Sportage, который по истечении трех кварталов 2013‑го занимает шестое место. Наши соотечественники приобрели 24,5 тыс. машин, что привело к увеличению сбыта на 3 %. Ровно на те же 3 % вырос спрос и в глобальном масштабе. Всего Kia Sportage нашел 256 тыс. покупателей, 40 % которых проживают на территории Китая. Между тем самым популярным кроссовером китайского производства стал Great Wall Haval M4 (91 тыс. проданных экземпляров), с недавних пор официально представленный и в России. В сегменте премиум-кроссоверов безальтернативно доминирует марка Audi. На первом и втором местах находятся модели Q5 и Q3 с результатами 171 и 103 тыс. машин соответственно. На третьем месте оказался Lexus RX (86 тыс. шт.), за которым следуют BMW X1 (81 тыс. шт.) и Mercedes-Benz GLK (77 тыс. шт.).

Если выделить полноразмерные модели в отдельный класс, то можно выявить пару лидеров. Это Ford Explorer, продажи которого за 9 месяцев 2013 года достигли 168 тыс. шт., увеличившись на 26 %, и Jeep Grand Cherokee – 154 тыс. шт. при росте на 11 %. Понятно, что подавляющее большинство таких машин приобретается резидентами США и Канады. На противоположном фланге находятся мини-кроссоверы, также набирающие обороты. Помимо Audi Q3 успешно продаются Nissan Juke (147 тыс. шт.) и Ford EcoSport (121 тыс. шт.), спрос на который пока опережает объемы производства. К слову, на российском рынке EcoSport дебютирует весной 2014 года.

К списку тест-драйвов

Комментарии