Начиная c нуля

В 2013 году должны начаться экспортные поставки Lada Granta в Европу. Я не спрашиваю, готова ли к этому Granta, куда интереснее – готов ли Старый Свет.


Вероятно, за точку отсчета следует взять дату, несколько отличающуюся от той, что указана на сайте Автоваза. По крайней мере, было бы логично, если бы работы по созданию новой массовой модели под маркой Lada начались еще в 1993 году, когда под лозунгом помощи отечественному производителю впервые заметно возросли таможенные пошлины на ввозимые автомобили. С тех самых пор и до самого начала продаж 21 декабря 2011 года все мы, кто хотя бы раз купил автомобиль и заплатил налоги, так или иначе, работали на Granta. Пошел ли ВАЗу впрок наш «грант»? Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть на то, кто уже который месяц возглавляет рейтинг самых продаваемых в России автомобилей. Показательная деталь: в некоторых регионах страны Granta – это самый популярный подарок на свадьбу. Одним словом, как мне кажется, мы с вами все сделали правильно.

К сожалению, далеко не все владельцы Granta, особенно автомобилей из первых партий, придерживаются такой же точки зрения. Что и понятно, лечение детских болезней у таких марок, как Lada, – процесс болезненный и долгий. Объективно же Granta – это, безусловно, народный автомобиль, в том смысле, что: простой, ремонто-пригодный, недорогой, экономичный, грузоподъемный, да еще и с большим клиренсом. Управляемость и комфорт, конечно, важны, но, безусловно, вторичны. Учитывая отечественный менталитет, хорошо, если о пассивной безопасности вспомнит хотя бы каждый третий покупатель Granta. Впрочем, и здесь эта Lada не ударит в грязь лицом.

Традиции крепки

Granta предлагает выбор из трех силовых агрегатов и двух трансмиссий… Когда-то написать такое об отечественном автомобиле можно было бы только 1 апреля и под хихиканье коллег

Все понимали, что «новая классика», как за глаза называли Granta, должна быть седаном. Непонятно только, почему. Трехобъемный кузов – решение далеко не самое оптимальное, с какой стороны не посмотри. Хэтчбек – компактнее, универсал – вместительнее. Безусловно, легковой автомобиль такого класса с отдельным багажником – это анахронизм. Или традиция, как посмотреть. В конце концов, тот же пресловутый мешок картошки с дачи или цемента на дачу в универсале везти пыльно, да и пахнуть может не лучшим образом. Грузовые возможности хэтчбека ограничены. А так и волки сыты, и овцы целы.

Объем багажника составляет 480 литров – хороший результат, на уровне лидеров класса. К тому же погрузочная высота невелика. На самом же деле все вложения в разработку Granta не стоят выеденного яйца по одной причине: Granta – это Kalina-седан в новом образе. Разумеется, многие панели кузова и элементы силовой структуры здесь иные. В точности «калиновские» у Granta только двери, пол и крыша. А вот уплотнители дверей, как ни странно, оригинальные. В общем, платформа, подвеска, моторы и трансмиссия на первых машинах были от Kalina, кузов и оптика – собственные.

Это интересно

Модель, которая, возможно, пойдет на экспорт в Европу, называется Granta Sport и производится дочерним ателье Lada Motor Sport Technologies с конца февраля. Под капотом автомобиля расположилась 120-сильная бензиновая «четверка» объемом все те же 1,6 литра. Такая Granta разгоняется до 100 километров в час за 9,5 секунды, максимальная скорость седана составляет 197 километров в час. Российские продажи Granta Sport начнутся во втором квартале текущего года, а цена заряженного седана составит 443 000 рублей.

Granta – далеко не самый пропорциональный автомобиль, особенно в базовом варианте с 13-дюймовыми дисками и узкой резиной. Клиновидный передок довольно симпатичен, но задняя часть визуально слишком тяжела. Весной 2013 года должна начаться сборка хэтчбека, наверняка в этом кузове автомобиль будет выглядеть гармоничнее. В любом случае, и это главное, дизайнеры АвтоВАЗа создали машину, которая не выглядит «обмылком из 90-х», а является вполне узнаваемой и оригинальной моделью. Геометрия кузова хороша для нашей глубинки. Короткие свесы, большой дорожный просвет, приподнятые кромки бамперов и плоское днище обеспечат неплохую проходимость как по снежной целине, так и по раскисшим грунтовкам.

Воздух Франции

Те, кто ездил на Renault Logan, пересев в Lada Granta, наверняка почувствуют себя как дома. Нет, до прямых заимствований не дошло, но… Бардачок, форма воздуховодов, расположение элементов – все как будто впитало «реношный» дух. Даже передние кресла по профилю, жесткости и размерам откуда-то оттуда. Не с «Автофрамоса», а с берегов Сены. Есть подозрение, что интерьером занимался кто-то из французских партнеров АвтоВАЗа. Официально это никто не подтверждает, но и не опровергает.

Салон Granta спроектирован удачно: и эргономично, и довольно комфортно, да и материалы на вид и на ощупь не самые дешевые. Претензии, правда, ровным счетом те же, что и предъявляются к Renault Logan. Например, если поставить в подстаканник большой стакан или бутылку воды объемом более 0,5 литра, это будет мешать переключению передач, а кресла переднего ряда не обладают особой боковой поддержкой.

Несмотря на генетическую близость с «Калиной», места в салоне Granta по субъективным ощущениям больше. Здесь удачно скомпонован педальный узел, есть шикарная площадка для отдыха левой ноги, рулевая колонка регулируется по углу наклона, подрулевые переключатели, в общем-то, заурядны, но расположены удачно. Рулевое колесо у Granta свое, оригинальное, трехспицевое, лишенное каких бы то ни было клавиш и кнопок. Усилитель руля – электрический, а механизм имеет свойство прирабатываться первые пару тысяч километров…

Равнение на качество

У двух разных людей могут сложиться едва ли не противоположные впечатления от управляемости автомобиля. Все зависит от того, на чем раньше ездил водитель. Если на ВАЗовской «классике», то управляемость Granta покажется ему чуть ли не идеальной, если на иномарке, пусть даже самой простой, то ничего выдающегося он здесь не обнаружит. А еще две совершенно одинаковые с виду Lada могут отличаться динамикой разгона, управляемостью и даже эффективностью работы тормозных механизмов, хотя в последнее время качество продукции АвтоВАЗа стало намного более ровным.

Что требуется от бюджетного транспортного средства в первую очередь? Надежность! Не должен клиент после покупки автомобиля терзаться, удачный ему достался экземпляр или не очень. Так или иначе, едет Granta заметно лучше всех своих предшественников из Тольятти. Да, она не так спортивна, как «восьмерка», но и не расхлябана, как «Калина». Детали подвески подбирались с учетом рабочих характеристик. За адекватную управляемость отвечает электроусилитель руля, детские болезни которого (невнятный ноль и непонятное реактивное усилие) были по большому счету побеждены еще осенью 2012 года. АвтоВАЗ не устраивает громких презентаций по поводу модернизации бестселлера, однако едва не каждый месяц что-то в автомобиле улучшает: то комплектацию расширит, то настройки изменит. Самым же главным событием стало появление Granta с автоматической трансмиссией!

Жизнь с автоматом

Granta предлагает выбор из трех силовых агрегатов и двух трансмиссий… Когда-то написать такое об отечественном автомобиле можно было бы только 1 апреля и под хихиканье коллег. Рабочий объем двигателей одинаков – 1,6 литра, мощность разная: 82, 87 и 98 л.с. (зависит от настроек и количества клапанов). Ничего плохого про моторы сказать нельзя. Они экономичные, неплохо тянут во всем диапазоне оборотов, достаточно мощные даже для автомата. Кстати, у 4-ступенчатой коробки японской фирмы Jatco есть интересная опция. Это так называемая «виртуальная передача», которая задействуется при резком нажатии на газ на высоких скоростях. Коробка не прыгает вниз, как это происходит с подавляющим большинством автоматов, а дает мотору живо раскрутиться, удерживая обороты двигателя в области, где графики мощности и крутящего момента пересекаются. Это позволяет быстрее набрать скорость, чем при традиционном кик-дауне, когда неминуемо тратится время на переключение передачи.

Не забыли и про механику. В октябре 2012 года она получила новый механизм переключения передач, более четкий и короткоходный. Над ним работали немцы, используя японские комплектующие, в частности тросовый механизм. Вот только на базовые версии Granta до сих пор ставят старую коробку.

Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, можно осторожно предположить, что если улучшение автомобиля будет происходить теми же темпами, а рост цен, наоборот, замедлится, то Granta действительно сможет стать по-настоящему популярной, причем не только в России. Настоящих конкурентов у нее немного. Китайцев вряд ли можно рассматривать всерьез, украинские клоны Daewoo устарели до невозможности, как и «Калина»… Остается «Приора» и подержанные иномарки. Но, право, ведь так приятно, хоть раз в жизни купить новый, именно новый автомобиль!

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
LADA Granta седан 1.6л 8-кл МКПП
Цена вопроса
 От 279 000 руб.
Габариты, мм 4260х1700х1500
Колесная база, мм 2476
Снаряженная масса, кг 1160
Объем багажника, л 480
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 1596
Макс.мощность, л.с./об/мин 82/5100
Макс.момент, Нм/об/мин 132/3800
Привод передний
Трансмиссия механическая, 5-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 164
Время разгона 0-100 км/ч, с 12,5
Расход топлива (средний), л/100 км 7,4
Объем бака, л 50
В марте 2013 года число комплектаций Lada Granta увеличилось до пяти. Седан в самом дорогом исполнении с автоматом получил индекс 21902-42-013. Здесь есть навигация, мультимедиа и система стабилизации. Цена – 447 000 рублей. Автомобиль с механикой заметно дешевле – 409 900 рублей. За автомобиль в комплектации «Норма» с механикой просят 375 100 рублей, с автоматом – 406 500 рублей.

К списку тест-драйвов

Комментарии