Легендарная «Нива» прошла долгий и успешный путь. Славная история модели стала залогом будущих побед и свершений. Вспоминаем историю отечественного внедорожника и ждем машину нового поколения.
Полноприводные легковые автомобили получили массовое распространение в годы Второй мировой войны. Американский «Виллис» стал родоначальником целого класса машин самых разных марок, в том числе и советского «УАЗа». Эти машины имели рамную конструкцию, зависимую подвеску, ведущие задние колеса с жестко подключаемым передним приводом. Надежная конструкция, однако, была удобна далеко не во всех случаях. И в 1970 году советское правительство дало заказ крупнейшим автопроизводителям страны создать внедорожник нового класса. Среди проектов АвтоВАЗа, АЗЛК и ИжМаша лучшим оказался прототип, разработанный в Тольятти под руководством конструктора Петра Прусова. Это был принципиально новый автомобиль ‒ первый в мире комфортный внедорожник малого класса. Его отличали несущий кузов, постоянный полный привод, независимая передняя подвеска и высокооборотный двигатель. Первые серийные ВАЗ-2121 «Нива» сошли с конвейера 5 апреля 1977 года. Эта дата считается днем рождения легендарного автомобиля, который практически сразу стал лидером советского автоэкспорта, покорил все шесть континентов и побеждал в самых престижных раллийных соревнованиях.
СПОРТИВНАЯ ЗАКАЛКА
Спортивный дебют «Нивы» пришелся на чемпионат СССР по автокроссу в 1978 году. Уже через пару лет советский внедорожник отправился для участия в самом престижном ралли-рейде мира ‒ знаменитом марафоне Париж ‒ Дакар. В 1981 году заводская команда сотворила сенсацию: завоевала бронзовые награды «Дакара» и взяла первые места в ралли-рейдах Париж ‒ Тунис и «Алжир». Вслед за этим последовало серебро на Париж ‒ Дакар и победы на соревнованиях в Африке, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Вместе с успехами в автоспорте росла и популярность «Нивы». Созданный для сельской местности автомобиль пользовался высоким спросом и у городских жителей. Причем не только в нашей стране. В некоторые годы до 70 % выпущенных «Нив» отправлялись за рубеж. Специально для стран с левосторонним движением завод выпускал праворульную модификацию. ВАЗ-2121 был единственным советским автомобилем, который официально продавался в Японии. «Нива» стала первым колесным транспортным средством в Антарктиде, где на протяжении 15 лет перевозила сотрудников между станциями. Это единственный автомобиль, который побывал на Южном и Северном полюсах. Любители приключений поднимались на этом внедорожнике в базовый лагерь на Эвересте на высоту 5200 м и на Тибетское плато в Гималаях (5726 м). И это лишь малая часть тех захватывающих приключений, что выпали на долю «Нивы».
В 1981 году заводская команда сотворила сенсацию: завоевала бронзовые награды «Дакара» и взяла первые места в ралли-рейдах Париж ‒ Тунис и «Алжир». Вслед за этим последовало серебро на Париж ‒ Дакар и победы на соревнованиях в Африке, Австралии, Новой Зеландии и других странах
ПЕРВЫЙ МИЛЛИОН
К 1993 году с конвейера сошел миллионный экземпляр легендарного внедорожника. В том же году была проведена первая крупная модернизация «Нивы», появилась модель ВАЗ-21213. Два года спустя на рынок вышла пятидверная модификация. Благодаря вместительному салону этот автомобиль стал основой для разнообразных спецверсий для пожарной службы, МЧС, медицинских учреждений, МВД, инкассаторских служб, а также бортовых платформ и фургонов. Работа над улучшением потребительских качеств продолжалась постоянно. Внедрялись новые двигатели и технологии. Сохранялась лишь та свобода выбора направлений и готовность к приключениям, ради которых и создавался этот автомобиль.
К 1993 году с конвейера сошел миллионный экземпляр легендарного внедорожника. В том же году была проведена первая крупная модернизация «Нивы», появилась модель ВАЗ-21213
В 2002 году на рынок вышла новая «Нива» ВАЗ-2123, которую вскоре начало выпускать российско-американское совместное предприятие GM-АВТОВАЗ. Классический внедорожник уступил новинке свое историческое название, но не потерял популярность. К 2013 году ее тираж превысил 2 миллиона экземпляров. На протяжении полутора десятилетий машина продавалась под именем «4×4», но теперь снова стала «Нивой». В новом модельном ряду Lada культовое имя объединяет целое семейство внедорожников. Это Lada Niva Travel (прежняя Chevrolet Niva) и Niva Legend (классическая модель) в трех- и пятидверном кузове. АВТОВАЗ традиционно хранит в секрете свои планы о будущих премьерах, однако известно, что у семейства Niva будет продолжение. На 2024 год планируется выход на рынок нового поколения. По первым рисункам можно судить, что новинка сохранит узнаваемые черты легендарной «Нивы». Предполагается, что модель будет построена на платформе CMF-B и получит версии со стандартной и удлиненной колесной базой. Внедорожные качества обеспечат высокий дорожный просвет и полный привод с понижающей передачей и возможностью блокировки заднего дифференциала. А значит, будущая Niva сохранит свою исконную тягу к приключениям, за которые ее ценят по всему миру. AG
Комментарии