Для российского рынка внедорожников прошедший год выдался удачным – цифры продаж обновили исторический максимум. Сегодня мы поговорим не только о ключевых тенденциях, но и о предпочтениях отечественного покупателя, благо они становятся все более очевидными.
Самым популярным внедорожником на планете в 2013 году стала Honda CR-V – по всему миру было продано 698 000 этих машин, причем свыше 40 % осело в США. В глобальном рейтинге легковых автомобилей CR-V занял девятое место – аккурат между Ford Fiesta и Volkswagen Polo. Однако среди восьми моделей, пропущенных «японцем» вперед, нет ни одной, которая была бы дороже, чем он. Если же этот рейтинг «разбавить» пикапами, то в числе лидеров окажется Ford F-150, мировые продажи которого в прошлом году достигли 850 000 штук.
Под общеупотребительным словом «внедорожник», которое часто дублируется современным термином «кроссовер», скрывается на удивление широкая гамма автомобилей. Рассматривать их как единое целое не всегда справедливо, поскольку эти машины значительно различаются конструкцией, возможностями и назначением. Мы разделим обширный класс внедорожников на шесть сегментов. У каждого – своя динамика и собственный круг потенциальных покупателей. Такая классификация позволит грамотно подвести итоги российского рынка за 2013 год.
Компактные внедорожники
Интерес покупателей к компактным внедорожникам увеличивается, однако общий рост обошел стороной обе отечественные модели – Chevrolet Niva и Lada 4×4, продажи которых сократились на 10 и 13 % соответственно. Головокружительный, но вполне ожидаемый рывок совершил Renault Duster, избавившийся от сдерживающего фактора в виде ограниченного квотирования поставок. Если в 2012‑м в России было продано 47 344 машины, то в прошлом году уже 83 702! Наибольшей популярностью пользовалась полноприводная модификация с двухлитровым мотором и механической коробкой передач, в комплектации Privilege, на которую пришлось 24 % сбыта. Такой автомобиль стоит почти 700 000 руб., то есть к дешевым явно не относится. Второе место занял Duster 1.6 Expression, с полным приводом и механикой, по цене около 600 000 руб. Хороший результат показал и Nissan Qashqai – его продажи за год выросли на 11 % (в статистику включена длиннобазная версия Qashqai +2). Самой востребованной оказалась модификация с мотором 1,6, механической КПП и моноприводом на передние колеса за 800 000–850 000 руб.
Легкие внедорожники
Сегмент легких внедорожников прогрессирует практически в полном составе. Локомотивом продаж выступила Toyota RAV4, сбыт которой после смены поколений подскочил в полтора раза. Российские покупатели безоговорочно отдают предпочтение двухлитровой полноприводной версии с вариатором, в комплектации Prestige, по цене около 1 450 000 руб. – эта модификация обеспечила 36 % продаж кроссовера. За RAV4 следует Volkswagen Tiguan, столкнувшийся, в отличие от многочисленных японских конкурентов, с падением спроса. В этом случае самой популярной является машина с двигателем 2.0 TSI мощностью 170 л.с., автоматом и полным приводом, в исполнении Sport&Style (средняя цена составляет 1 350 000 руб.). Третий результат показал Nissan X-Trail – тут симпатии клиентов оказались на стороне двухлитровой бензиновой модификации с полным приводом и вариатором, в комплектации SE: на нее пришлось 27 % продаж. Стоит такой X-Trail от 1 200 000 до 1 300 000 руб. Итак, предпочтения и финансовые возможности покупателей легких внедорожников очевидны.
Средние внедорожники
В целом этот сегмент «проседает» и достаточно заметно. Однако здесь есть оазис благополучия, и называется он «европейский премиум». Так, продажи BMW X5 выросли на 15 %, Mercedes-Benz M‑Class прибавил 12 %, а Range Rover Sport – все 16 %. Номинально рейтинг возглавляет UAZ Patriot с результатом 19 081 шт., но по итогам 2013 года объем сбыта отечественного внедорожника сократился на 20 %. Среди моделей гражданского назначения лидирует автомобиль Toyota Land Cruiser Prado, потерявший 16 % продаж. Наибольшим спросом пользуется машина с 3‑литровым дизелем в комплектации Comfort за 2 000 000 руб. – ее выбрал каждый третий покупатель. Следом идет Volkswagen Touareg, чьи объемы реализации снизились на 13 %. Ровно половину продаж взяла на себя бензиновая версия V6 3.6 FSI, розничные цены которой находятся в пределах 2 100 000–2 300 000 руб. А вот более доступный Mitsubishi Pajero Sport серьезно укрепил позиции: его продажи увеличились на 21 %. При этом 85 % сделок пришлось на дизельную модификацию за 1 300 000–1 500 000 руб.
Тяжелые внедорожники
Представительские внедорожники чувствуют себя не лучшим образом – за прошлый год их продажи сократились минимум на 10 %. Увереннее других выглядит Mercedes-Benz GL‑Class, который после смены поколений сумел показать рост, исчисляемый 17 %. Но и здесь клиенты отдают предпочтение самой практичной и доступной модификации GL 350 CDI 4matic в фиксированной комплектации «Особая серия». Стоит такой автомобиль около 3 600 000 руб. Бессменным лидером сегмента остается внедорожник Toyota Land Cruiser 200. В сравнении с 2012 годом объем сбыта сократился на 1850 машин. Продажи бензиновой модификации практически остановились – на нее пришлось менее 8 % общих продаж. Покупатели берут только дизельную машину за 3 200 000–3 400 000 руб. Дизельный мотор выбирают и клиенты нового Range Rover. Но не маленький V6 (25 % продаж), а исполинский V8 (46 %). Оснащенный им внедорожник обойдется в 4 900 000–5 400 000 руб. После смены поколений продажи Range Rover растут как на дрожжах – 4882 машин против прежних 2214.
Универсалы повышенной проходимости
Прежде сегмент универсалов и хетч-бэков повышенной проходимости был настолько немногочисленным, что его часто называли «нишевым». Однако появление на российском рынке китайской модели Geely MK Cross радикально изменило ситуацию. Пусть у «китайца» нет полного привода, зато есть увеличенный дорожный просвет, внедорожный «макияж» и цена – 400 000 руб. Все это обеспечило машине лидерство. На втором месте находится автомобиль Subaru XV. Свыше 70 % его продаж обеспечивается дорогими версиями с двухлитровыми моторами и автоматами. Цена вопроса – от 1 100 000 до 1 200 000 руб. Третью позицию занимает стареющий Volvo XC70, который держится за счет симпатий лояльных к шведской марке клиентов. Чаще всего они покупают машины в недорогой дизельной версии D4 за 1 600 000–1 700 000 руб. – по итогам 2013 года на нее пришлось 67 % продаж модели. Однако сбыт XC70 уменьшается. Равно как и следующего за ним Subaru Outback. Эту машину предпочитают покупать с 2,5‑литровым мотором и вариатором (1 500 000–1 600 000 руб.).
Пикапы
Российский рынок пикапов невелик: в 2013 году его емкость едва превысила 27 000 автомобилей. Из этого числа на долю лидера – Toyota Hilux – пришлось 23 %. Самая популярная модификация японского пикапа – 2,5‑литровый двигатель, комплектация Comfort и механическая коробка передач. Такая машина стоит 1 250 000 руб. Второе место занимает модель Mitsubishi L200, в продажах которой с долей 53 % доминирует комплектация Intense (опять‑таки с механикой) за 1 180 000 руб. На третьем месте располагается Volkswagen Amarok. Его популярность резко возросла после выхода модификации с автоматом, обеспечившей более половины продаж в прошлом году. Цена этой машины – не менее 1 500 000 руб., однако особый статус премиального пикапа гарантирует Amarok отменный спрос. Среди игроков второго плана следует упомянуть ООО «ВИС-Авто», дочернее предприятие АвтоВАЗа, под маркой Lada выпустившее 4200 малых пикапов четырех моделей с передним и полным приводом.
К списку тест-драйвов
Комментарии