КИТАЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ: АВТОРИТЕТЫ НОВОЙ ВОЛНЫ

Автомобили из Поднебесной появились в России в середине 2000-х и еще лет пять назад были экзотикой, покупкой для склонных к риску. Теперь все изменилось, и популярность китайских машин растет. Потребители оценили качественный рост по всем параметрам и даже готовы мириться с заметно повысившимися ценами.

В середине 2000-х годов в Россию начали завозить автомобили тогда еще абсолютно неизвестных нам китайских марок. Некоторые с ходу организовывали сборку в нашей стране. Как, например, компания Chery.  Она же выступила ярчайшим примером того, что на самом деле представляли «китайцы» в те годы. 

Краш-тест лифтбэка Chery Amulet привел к катастрофическим результатам, и спрос на эту и другие модели сразу пошел вниз. Не редкостью были и другие, менее серьезные проблемы: быстрая коррозия кузовных деталей, долгое ожидание запасных частей и трудности с их подбором.

ВТОРОЙ БЛИН НЕ КОМОМ

Однако представители Поднебесной не отчаялись, не махнули рукой на наш рынок, а начали прогрессировать. Не ради нас, разумеется: им и у себя дома требовалось конкурировать на равных с мировыми брендами, доказывать своим основным потребителям, что они не хуже. Мгновенного скачка не получилось, но сейчас, спустя 15 лет, результаты очень заметны.

Несмотря на молодость, среди «китайцев» есть узнаваемые россиянами бренды. Всего их перебывало у нас, наверное, с два десятка. У некоторых продажи начинались и заканчивались тихо, а энтузиазм иссякал после первой же партии машин. Ныне у нас широко известны марки Chery и Great Wall, пришедшие к нам в первой волне. 

Успехами последних лет возвысились Haval и Geely. Остальные против них будут послабее, но амбиций не меньше. Например, GAC зашел в Россию с достаточно дорогими моделями и рассчитывает на успех. А JAC рискнул первым предложить электромобиль, причем из новых он самый доступный на нашем рынке.

Быть может, уровня европейских, корейских и японских машин все китайские машины еще и не достигли, но лучшие из них уже вполне сопоставимы со «старожилами» индустрии. Но даже если вы не разделяете это мнение, глупо отрицать факт прогресса автомобилей из Поднебесной. Улучшается качество, выходит на новый уровень инженерная проработка, становится интересным и самобытным дизайн. По насыщенности опциями тоже отставания нет. Достаточно упомянуть, например, адаптивный круиз-контроль – высокотехнологичную и актуальную опцию, которую теперь предлагают и китайские марки.

ВЫ К НАМ НАДОЛГО?

Серьезность намерений на российском рынке лучше всего подтверждает наличие локальной сборочной площадки. В 2000-е пробовали многие, но до сегодняшнего дня те проекты не дожили. Самый серьезный из ныне действующих – завод марки Haval под Тулой. Это единственное собственное производство полного цикла китайских автомобильных компаний в России. Он уже сейчас может делать 60 000–80 000 машин в год, а при необходимости расширится вдвое. Geely собирают в Белоруссии. Chery в процессе поиска новой площадки, а Changan возит продукцию из Китая.

В последние годы у нас ужесточили требования к организации локальной сборки. Нужно взять на себя определенные обязательства, делать не только автомобили, но и агрегаты к ним, инвестировать крупные средства. Готовы не все. У большинства китайских марок не те объемы продаж, чтобы так вкладываться. Поэтому – ждут. Но и на импортированные машины они умудряются давать хорошие цены. Это, конечно, уже не тот демпинг, что был 10–15 лет назад. Однако преимущество перед «корейцами» и «японцами» до сих пор есть.

От некоторых ярых фанатов китайского автопрома можно услышать мнение, что модели на российском рынке недооценены. Они, дескать, по потребительским качествам никому из конкурентов не уступают: стоят в большинстве случаев чуть меньше, а уровень продаж такой «щедрости» не соответствует. Тому есть объективные причины. Основная – недоверие брендам. Для многих основой для составления впечатлений служат китайские машины первой волны, не блиставшие ни по каким фронтам. Теперь они стали на порядок лучше, но предшественники до сих пор портят имидж. Сравнительно небольшое число владельцев свежих автомобилей и небольшой возраст приобретений пока не дают достаточно большой выборки, чтобы по ней можно было судить о качественном рывке. Впрочем, кто ищет, тот найдет, сделает выводы и – выбор.

Влиять на последний можно несколькими путями. Самый очевидный – предложить выгодную цену. Она играет роль для подавляющего большинства клиентов. Можно заманивать не стоимостью автомобиля как таковой, а дополнительными услугами: сервисным контрактом, длинной гарантией, подарками – всем, что поможет потребителю сэкономить. Степень доверия журналистам и блогерам у многих невелика. Однако чем чаще модель мелькает в СМИ, Интернете и на Youtube, тем выше к ней интерес. Можно не верить сказанному и написанному, но если машина чем-то «зацепила», потенциальный покупатель сам начнет выяснять подробности о ней. Таким «якорем» может стать дизайн, уровень отделки, актуальные ныне мультимедийные возможности. И даже факт сотрудничества с мировыми брендами.

***

Прогресс Китая не остановить, и он заметен даже самым отъявленным скептикам. Не исключаем, что лет через десять этот текст будет выглядеть смешно, ибо автомобиль из Поднебесной станет к тому моменту ровней с грандами отрасли. Не видим поводов бояться такого будущего.

Выскажите свое мнение об автомобилях из Китая! Пройдите опрос и претендуйте на призы!