Имидж РЕШАЕТ ВСЕ

Сегмент статусных седанов сегодня расколот: классическим трехобъемным машинам бросили вызов четырехдверные купе – экспрессивные, стильные и быстрые. «Мятежники» остаются в меньшинстве, и, признаться, победа им не светит. Однако всеобщее внимание гарантировано.


Cегодня речь пойдет о той категории четырехдверных автомобилей, миссией которых являются в равной степени соблюдение делового этикета и демонстрация социального статуса владельца. Под это описание попадает широкая гамма машин, но объединяет их одно – избыточность, элегантно замаскированная под практичность. Такие автомобили слишком велики, мощны и пафосны для того образа жизни, который они ведут в тесноте мегаполисов, однако именно это обстоятельство и возвышает их над окружающей действительностью. «У меня больше денег и власти, чем необходимо» – вот что начертано на глянцевых бортах, покоящихся на огромных колесах.

ШИК ДА БЛЕСК

Сегмент многодверных грантуреров удивляет пестротой: в нем присутствуют машины на самый разный кошелек. За Volkswagen Passat CC с двигателем 1,8 TSI мощностью 152 л.с. просят 1 136 000 руб., в то время как 558-сильный Aston Martin Rapide S обойдется в 10 770 000 руб. То есть разница в цене 10-кратная! Видимо, такое расслоение будет продолжаться и дальше, доказательством чему служит новейший Mercedes-Benz CLA. Можно было подумать, что эта машина станет дорогой и эксклюзивной, но вышло с точностью до наоборот: немцы хотят от нее больших продаж. Отсюда и демократичная цена – 1 274 000 руб. за 156-сильный CLA 200 с «автоматом».

Однако новый класс нестабилен, и направление его дальнейшего развития предугадать сложно. Многим премиум-брендам не по нраву обесценивание концепции грантурера, виной которому стал Passat CC. В частности, это Maserati – со сменой поколений модель Quattroporte перешла в формат представительских седанов. Audi и BMW отказались от кузова «седан», который использует пионер этого класса Mercedes-Benz CLS, в пользу более утилитарного хетчбэка, причем Audi видит в машинах с приставкой Sportback альтернативу универсалам, а BMW с помощью моделей 3-Series GT и 5-Series GT пытается заполнить нишу между седанами и спорт-кроссоверами.

СРЕДНИЙ КАЛИБР

«Младший представительский» сегмент переживает мутацию: машины нижестоящего класса «D» по размерам догнали класс «Е». Речь идет не только о Skoda Superb – в последние годы заметно выросли и Ford Mondeo, и Toyota Camry, и Honda Accord, и даже Mazda6. А ведь еще есть Nissan Teana, есть Opel Insignia… Тенденция налицо! Все это является следствием кризиса жанра: большие седаны масс-марок хорошо продаются только в Северной Америке. В Японии и Европе им уже нет места, а Китай еще не созрел. Вот цифры. За весь 2012 год американцы купили 405 тыс. Toyota Camry или 51% всех выпущенных машин этой модели. А в Западной Европе по причине крайне низкого спроса Camry вообще не продается. Зато в России было реализовано 34 600 автомобилей локального производства.

На другом фланге находятся премуим-бренды, чувствующие себя более чем уверенно. Наибольшей популярностью пользуется «пятерка» BMW, которая в прошлом году по всему миру разошлась тиражом 338 тыс. машин, – вдвое большим, чем Mondeo! Главные соперники отстают: Audi A6 показал результат 276 тыс. шт., Mercedes-Benz E-Class – 239 тыс. шт. Японцы отодвинуты в тень – это Lexus GS (44 тыс. шт.) и Infiniti M (11 тыс. шт.). Неплохо держится Cadillac CTS, объемы сбыта которого достигли 52 тыс. единиц. В общем, правила игры в этом сегменте однозначно диктуют немцы, которые опираются на огромный успех в Китае. Даже массовые производители вынуждены плясать под их дудку.

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА

Главным событием 2013 года, без всяких сомнений, станет смена поколений Mercedes-Benz S-Class, хотя в действительности новая модель W222 представляет собой результат глубинной модернизации машины серии W221. Этот автомобиль задаст «коридор» прогресса представительских седанов на ближайшие 5 лет: соперники будут стараться от него дистанцироваться, не рискуя удаляться на опасное расстояние. В преддверии дебюта новой модели старый S-Class держится молодцом – за минувший год глобальные продажи составили 59 600 шт.; а, «семерка» BMW оказалась впереди (60 300 шт.).

Несмотря на титанические усилия, прилагаемые уже два десятилетия кряду, Audi A8 не в состоянии догнать соотечественников. Прошлый год «восьмерка» закончила с цифрой 34 800 машин. Позади же кипит напряженная борьба – Jaguar XJ (15 000 шт.) обошел Lexus LS (14 500 шт.), который подвергается мощным атакам со стороны Hyundai Equus (13 900 шт.). Ну а Volkswagen Phaeton (2300 шт.) остался в гордом одиночестве, продолжая нести концерну из Вольфсбурга колоссальные убытки. Главным потребителем представительских автомобилей окончательно стал Китай: например, S-Class там приобрели более 33 тыс. клиентов!

СЛИВКИ ОБЩЕСТВА

Рынок роскошных машин очень невелик и крайне уязвим к финансово-экономическим потрясениям. Достаточно сказать, что после кризиса 2008 года продажи марки Bentley рухнули в три раза! Сегодня британская компания почти восстановилась – за минувший год ее сборочный цех покинули 9107 автомобилей. Другой легендарный бренд, Maybach, трудных времен и вовсе не пережил, выпустив последний автомобиль в декабре 2012 года. Весьма тревожной выглядит ситуация вокруг Aston Martin, продажи которого упали на 20% до 3400 шт. Необходимо наращивать объемы сбыта марке Maserati, выпустившей в прошлом году 6300 машин и ушедшей в глубокий «минус». Хорошо дела идут только у компании Rolls-Royce, которая продала 3575 автомобилей и тем самым установила собственный рекорд.

Все перечисленные марки предлагают своим клиентам седаны высшего класса. Однако тупик уже виден: ручная сборка доведена до совершенства, техническая часть улучшений практически не требует. С дизайном ясности тоже нет: то ли ублажать китайцев, то ли стоять на своих, европейских ценностях. В итоге элитные бренды увлеклись играми с электроникой, но в этом они не отличаются от производителей «бюджетных» машин. Смутные времена.

К списку тест-драйвов

Комментарии