ИКОНА СТИЛЯ

Модель А4 – лучшая иллюстрация дизайнерской философии бренда Audi. Классический образ этого автомобиля актуален во все времена и уместен в любых жизненных ситуациях. Как идеально сшитый костюм от Hugo Boss или Emporio Armani – в таком везде чувствуешь себя уверенно.

«Четвертое» семейство Audi весьма многочисленно. Помимо разнообразных машин с общим товарным индексом А4, в него входят купе, кабриолеты и хетчбэки с обозначением А5, а также спортивные модификации S4, S5, RS4 и RS5. Однако сегодня речь пойдет о самом обычном седане, поскольку именно эта модель пользуется у российских автолюбителей наибольшим спросом.

Полвека стремлений

Геральдический девиз Audi звучит как Vorsprung durch Technik – «превосходство через технологии». Красивые слова? Бахвальство? Отнюдь! Научно-технический прогресс неотделим от достижений, принадлежащих разработчикам Audi. Какое направление автомобильной индустрии ни возьми (будь то инжиниринг, материаловедение, производство или дистрибуция), везде компания из Ингольштадта числится в первопроходцах и новаторах. И дабы в очередной раз в этом убедиться, достаточно взглянуть на описание модели A4: тут и передовая модульная конструкция, и унификация с другими машинами концерна, и впечатляющее разнообразие моторов и трансмиссий (не говоря уже о развитой сервисной электронике). А снаружи – сдержанный, предельно рациональный стиль с неброскими деталями, подчеркивающими престижность и динамичность автомобиля.

Это первый в мире автомобиль модульной архитектуры, позволяющей строить машины разных типов и классов из набора стандартизированных компонентов

История модели А4 охватывает период протяженностью 48 лет. За это время сменилось восемь поколений машины. Получается, что в среднем каждая генерация держится на конвейере в течение 6 лет. Если учесть, что автомобиль нынешнего образца дебютировал в 2008 году, то совсем скоро можно ждать появления следующего воплощения А4. Однако на «откровения» надеяться не следует: изменения не выйдут за рамки «бархатной эволюции».

Надо сказать, что за полвека над обликом «четверки» и ее предшественницы (модели 80) потрудились многие выдающиеся дизайнеры, в числе которых Джорджетто Джуджаро, Питер Шрайер, Люк Донкервольке и Вальтер де Сильва. Казалось бы, участие представителей разных школ должно повлечь череду пестрых и оригинальных образов. Но не тут-то было. Именитые мастера послушно оттачивали детали и играли нюансами, с удивительным единодушием соблюдая преемственность. Радикальная смена имиджа случилась лишь в 1986 году, когда вышла обтекаемая Audi 80 работы Джея Мейса, в нашей стране получившая прозвище «бочка». В дальнейшем этот стиль плавно трансформировался: немец Шрайер придал облику машины граненой жесткости, четко прочертив контуры поверхностей, а итальянец де Сильва привнес южную чувственность, смягчив углы и заузив оптику.

Инженерное чудо

Современная А4 – очередной шаг на долгом и упорном пути к совершенству. И шаг этот, что типично для Audi, представляет собой серьезный скачок. Хотите верьте, хотите нет, но перед вами первый в мире автомобиль модульной архитектуры, позволяющей, экономя время и деньги, строить машины разных типов и классов из набора стандартизированных компонентов. Пионером внедрения этой технологии стал концерн Volkswagen, и сегодня в его распоряжении имеется уже три модульных набора: MLB (для моделей с продольным расположением силового агрегата), MQB (для поперечной компоновки) и NSF (для субкомпактных городских автомобилей). А первой – в середине 2000-х – в работу была запущена «матрица» MLB, которая и легла в основу нынешнего Audi A4.

Это интересно

Если углубиться в историю, то можно обнаружить, что характерный силуэт с тремя боковыми стеклами, ставший сегодня визитной карточкой легковых автомобилей Audi, пришел «со стороны». Автором этого решения был Клаус Люте, шеф-дизайнер немецкой компании NSU. В 1969-м NSU вошла в состав концерна Volkswagen, а ее новейшая машина K70 послужила базой для модели 100 образца 1976 года – первой «трехстекольной» Audi. Что касается самого Люте, то в период с 1976 по 1990 год он работал на должности главного дизайнера BMW, где создал целую плеяду знаковых автомобилей.

Краеугольным элементом «матрицы» является фронтальный модуль, объединяющий стойки кузова, моторный щит, переднюю ось и педальный узел. Это общая часть моделей А4, А6, А7, А8, Q5 и Porsche Macan, использующих корпоративную MLB-архитектуру. Данный факт не мог не оказать определенного влияния на внешний вид автомобиля: передняя ось современной «четверки» выдвинута далеко вперед (почти как у BMW третьей серии), чего у машин прежних поколений не наблюдалось. Хитрые изгибы фар головного света и тонкие линии задних фонарей – творческое наследие Вальтера де Сильвы, который ваял автомобили Alfa Romeo, затем создавал фирменный стиль для Seat и Audi, а ныне отвечает за дизайн легковой линейки концерна Volkswagen.

Внутри А4 не так скромна, как снаружи, – здесь господствует германское техно. Циферблаты, клавиши и переключатели не закамуфлированы – наоборот, они выставлены напоказ и демонстрируют весь спектр открывающихся перед водителем возможностей. Кроме того, в Audi традиционно питают слабость к массивным формам и блестящим окантовкам, поэтому и того, и другого в интерьере более чем достаточно. Площадка вокруг селектора коробки передач плотно усеяна кнопками и клавишами самых разных форм и фактур, однако ощущения чрезмерности не возникает – все скомпоновано вполне органично и со вкусом. А пользоваться этим обширным хозяйством весьма удобно, благо функционал органов управления продуман до мелочей. Но факт остается фактом: дизайнеры Audi по-прежнему исповедуют максимализм, визуально насыщая пространство вокруг водителя, в то время как BMW и Mercedes-Benz склоняются к минимализму и постепенно избавляют салон от обилия графической информации.

Что касается эргономики, то она близка к идеалу. Передние кресла, даже в самом простом исполнении, обладают великолепным профилем, а огромные диапазоны их регулировок полностью устраняют проблему поиска удобного положения за рулем. Не возникнет сложностей и в общении с бортовой электроникой, включая опционный мультимедийный комплекс MMI, снискавший массу положительных отзывов благодаря прозрачной логике меню. Да и в целом Audi A4 относится к той категории машин, которые абсолютно не требуют адаптации: реакции автомобиля настолько естественны и ожидаемы, что человек «срастается» с ним моментально. Высочайший уровень взаимопонимания! Электрический усилитель насыщает руль обратной связью академического качества, в откликах машины нет и намека на сомнения или рассеянность. Манерам «четверки» вообще свойственна аккуратная уверенность.

Между тем задние пассажиры восторг водителя, скорее всего, разделить не смогут: запаса пространства ни в ногах, ни над головами у них нет (как, впрочем, и следовало ожидать от седана класса D). Конечно, о тесноте говорить не приходится, но полностью расслабиться во втором ряду затруднительно. А вот надежную шумоизоляцию салона и отменную плавность хода наверняка отметят все – стыки, ямки и прочие дорожные изъяны передаются на кузов в смягченном виде. Платой за комфорт является склонность к кренам в крутых поворотах, но за рамки приличий она все-таки не выходит.

Золотая середина

Наиболее доступная на российском рынке версия седана А4 оснащается дефорсированным турбомотором 1.8 TFSI мощностью 120 л.с. Однако, несмотря на привлекательную цену, большим спросом она не пользуется (менее 15% продаж). А причина проста: клиентам не хватает «лошадей». Другое дело – 170-сильный вариант того же двигателя, который хоть и требует доплаты 140 000 руб., зато гарантирует куда более эмоциональную динамику. Автомобиль с таким агрегатом и бесступенчатым вариатором multitronic стоит 1 430 000 руб. и является безусловным лидером продаж. Эта версия радует быстротой откликов и напористым ускорением. Вариатор практически незаметно перебирает «виртуальные» передачи, работая деликатнее, чем обычный автомат. Особенно впечатляет расторопность трансмиссии: например, прием «кикдаун» на ранней фазе обгона выполняется в мгновение ока. Водителям машин с опционной системой Audi Drive Select предоставляется выбор между разными уровнями отзывчивости акселератора и вариатора, но и автомобиль без этой опции назвать ленивым никак нельзя. Добавьте насыщенную обратную связь рулевого управления, «хваткие» тормоза, и вы поймете, почему у Audi столько поклонников! Сюда бы еще полный привод, но в модификации с 1,8-литровым мотором трансмиссия quattro возможна только в паре с механической коробкой передач. А «ручку» россияне настойчиво игнорируют (равно как и универсал Avant).

Заветный союз полного привода с «автоматом», роль которого играет преселективный «робот» S tronic, становится реальностью только при выборе 225-сильного двигателя 2.0 TFSI. Но цена тут же возрастает как минимум до 1 752 000 руб., вынуждая клиентов переключать внимание на кроссоверы Q3 и Q5. Достаточно сказать, что в прошлом году версия 2.0 TFSI S tronic quattro разошлась у нас тиражом около 700 штук против 5400 экземпляров Q5 в идентичной конфигурации. В качестве альтернативы дилеры предлагают три дизельных двигателя отдачей от 150 до 245 л.с., однако высокие цены – от 1 512 000 руб. – делают экономию на топливе бессмысленной. Экзотикой чистой воды остаются и высокомощные бензиновые модификации: это 272-сильная 3.0 TFSI, 333-сильная S4 и 450-сильная RS 4 Avant.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
AUDI A4 1.8 TFSI MULTITRONIC
Цена вопроса
 От 1 430 000 руб.
Габариты, мм 4701×1826×1427
Колесная база, мм 2808
Снаряженная масса, кг 1470–1545
Объем багажника, л 480
Тип двигателя бензиновый, с турбонаддувом
Рабочий объем, куб. см 1798
Макс.мощность, л.с./об/мин 170/3800–6200
Макс.момент, Нм/об/мин 320/1400–3700
Привод передний
Трансмиссия вариатор
Макс.скорость, км/ч 225
Время разгона 0-100 км/ч, с 8,3
Диаметр разворота, м 11,5
Расход топлива (средний), л/100 км 5,8
Объем бака, л 63
Базовая версия Audi A4, оснащаемая 120-сильным мотором 1.8 TFSI, представляет собой уникальное для класса премиум предложение. Так, самая простая «трешка» BMW – 136-сильная 316i – стоит 1 388 000 руб. (правда, она штатно комплектуется автоматом). Цены на новый Mercedes-Benz C-Класса только начинаются от 1 570 000 руб. – за эту сумму покупатель получает 156-сильный C180 в комплектации «Особая серия». Японские Infiniti Q50 2.0 (211 л.с.) и Lexus IS 250 (208 л.c.) обойдутся минимум в 1 450 000 и 1 429 000 руб. соответственно. Ближе всего к Audi A4 находится Volvo S60 1.6 (150 л.с.), который предлагается минимум за 1 099 000 руб.

К списку тест-драйвов

Комментарии