Главный перевозчик. История Volkswagen Transporter

Volkswagen Transporter – пожалуй, самый известный легкий коммерческий автомобиль в мире. В этом году ему исполняется 70 лет. Но о пенсии он и не думает, оставаясь вечно молодым и актуальным. В юбилейный год на российский рынок вышла последняя итерация модели с индексом Т6.1.

Вторая мировая война разделила автомобильную индустрию на два подхода к постройке машин. До войны преобладали рамные конструкции, на которые водружали кузова, зачастую сделанные сторонними фирмами и ателье. Затем наступила эпоха несущих кузовов. Может показаться удивительным, но актуальная и поныне концепция легкого коммерческого автомобиля родилась всего через несколько лет после окончания войны. И где – в побежденной Германии.

Первый пошел

В мирное время Volkswagen вступил всего с одной моделью – «Жуком», впоследствии ставшим легендой и долгожителем. Это сегодня идея строить на одной платформе кучу принципиально разных машин кажется обыденной. Вспомним тот же Volkswagen с его архитектурой MQB: на ней рожден и кроха Polo, и гигант Teramont. А тогда превращение легковушки в фургон казалось очень нетривиальной затеей. Ее реализовали в кратчайшие сроки.

Прототип был готов в декабре 1949 года. Он совместил решения из абсолютно разных классов. Вагонный кузов прежде не делали в столь компактном формате. А заднее расположение двигателя, редкое и на легковушках, для «коммерсанта» было еще большей экзотикой. Ну и, разумеется, входящий в моду несущий кузов. В серию первый Transporter запустили уже весной 1950-го. К слову сказать, до выхода Ford Transit оставалось еще полтора десятка лет.

С названием вышла интересная штука. Для модели Transporter это было первое поколение. Потому – Т1. Но официальное имя машины было Type 2, потому что Type 1 – «Жук». Так что на протяжении трех первых генераций автомобиль имел составное обозначение: Type 2 T1, Type 2 T2, Type 2 T3. И только в четвертой итерации путаницу устранили.

Строго говоря, имя Transporter появилось только в третьем поколении. А на первые две версии оно перешло «по наследству» как нарицательное для всего семейства. Начиная с кузова Т4 выстроилась четкая иерархия исполнений. Самое простое – Transporter. Более комфортабельный вариант нарекли Caravelle, люксовый – Multivan. Звучной приставкой California обозначили модификации для путешествий.

Скромность успеху не помеха

Volkswagen T1 брал на борт до 750 кг груза, что и сейчас является нормой для самых компактных грузовичков. Только сегодня на них приходится как минимум 80–90 «лошадей», а в середине прошлого века обходились всего 24 «силами», снятыми с мотора объемом 1,1 л. Можете представить себе динамику! Впрочем, максималка в скромные 80 км/ч в те сложные годы мало кого интересовала. Везет – и ладно.

Немцы сразу вышли «на обороты». В семействе запустили фургон, микроавтобус и пикап с разными компоновками. Уже в 1953 году моторчику накинули 100 «кубиков» рабочего объема и 6 л. с. В 1955-м он выдавал уже 41 «сил»: жить и ездить стало веселее.

Ставка сыграла, как, вероятно, не предполагали и сами создатели автомобиля! За четыре года сделали 100 000 машин, за 12 лет – миллион. Под запросы рынка пришлось строить заводы в Ганновере (он впоследствии стал родиной коммерческих моделей Volkswagen, оставив Вольфсбург легковушкам) и Бразилии. Выбор далекой страны неслучаен. Volkswagen T1 полюбили в США, где появилась люксовая версия микроавтобуса с двухцветной окраской и остеклением в крыше. Она-то и вошла в мировую культуру как хиппи-вэн, сделав модели большую славу, нежели все сотни тысяч трудяг по всей Европе.

Долгожитель

Полюбился сторонникам пацифизма и свободной любви и второй Volkswagen Transporter. Кузов Т2 вышел аккурат в период расцвета движения хиппи в США – в 1967 году. Среди его новшеств отметим переход на сдвижную боковую дверь вместо двойной распашной створки. Начав с 48-сильного мотора, инженеры быстро довели отдачу до 67–71 «лошади», что уже близко к сегодняшней энерговооруженности аналогичных машин. В списке опций появился трехступенчатый автомат. И сейчас-то такая коробка редко встречается на грузовичках.

Кемперы начали делать еще на базе первого поколения, но именно у преемника они обрели настоящую популярность. За счет большего простора и мощности автомобиль лучше подходил для автономного существования и дальних пробегов. А популярность модели только росла. За океаном новые производства основали в Аргентине и Мексике.

Уже существовавший бразильский завод позднее вошел с Volkswagen T2 в историю. Там его делали аж 45 лет, вплоть до 2013 года! И не сказать, что за этот период машина сильно обросла современными опциями… Разве что двигатель воздушного охлаждения сменили на водяной. Благодаря усилиям бразильцев «T-второй» вышел на рекордный тираж под 4 000 000 экземпляров.

Период инноваций

Volkswagen T3 первым примерил многое: имена собственные, дизели, водяное охлаждение, полный привод Syncro на основе вискомуфты, систему впрыска топлива, 5-ступенчатую коробку передач. Он же стал последним заднемоторным в семействе. А для нас выпускавшаяся в 1979–1992 годах машина примечательна тем, что наряду с другими иномарками в подержанном состоянии хлынула в Россию после развала СССР и открытия границ. На это поколение пришлись два «тиражных» юбилея модели – рубежи в 5 000 000 и 6 000 000 экземпляров.

Следующую главу начал писать в 1990 году Volkswagen Transporter T4. Схематично машине развернули нутро на 180 градусов: двигатель переехал вперед, основными ведущими колесами стали передние (были и полноприводные модификации). Нашлось в гамме место и имиджевым версиям. Не только в отношении наворотов и качества отделки, такие были и у предшественников. Речь о моторе. В «четверку» упрятали двигатель VR6 отдачей 140 или 204 л. с. в зависимости от периода выпуска, наделявший вэн завидной по меркам класса динамикой и максималкой.

***

Ну а дальше уже не история, а современность. Volkswagen T5, рожденный в 2003 году, и поныне в строю. По крайней мере, в дизайнерском плане: актуальную модель с индексом Т6.1 от него сложно отличить в некоторых ракурсах. Подсказками служат, главным образом, орнаменты фар и фонарей. При этом автомобиль не стоит на месте и постоянно прогрессирует. Например, в текущей версии инженеры внедрили массу систем активной безопасности. 

Благодаря появлению электрического усилителя руля компьютер может брать на себя и поворот колес, что дало возможность, в частности, добавить в перечень опций систему автоматической парковки. Когда-нибудь и Volkswagen Transporter T6.1 уйдет в историю, заставляя потомков восторгаться его технологическим уровнем – топовым в классе. Что дальше? Гибрид или электромобиль? Одно можно сказать наверняка – узнаваемый профиль Transporter сохранит!

К списку тест-драйвов

Комментарии