Главное за неделю: техосмотр по-новому (но не для всех), АВТОВАЗ опять встал, КАСКО не покрывает пожар, народ разметает подержанные машины, Европа прощается с ДВС

С 1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения техосмотра, по которым операторов обязали производить фотосъемку всех без исключения автомобилей с разных ракурсов с указанием даты, времени и привязкой к станции техосмотра. И вот новая вводная: с июля текущего года наступают непростые времена для владельцев машин, ввезенных из-за границы и тех, в конструкцию которых были внесены изменения.

По новым правилам проверять импортированные из-за рубежа авто получают право исключительно специализированные сертифицированные лаборатории, которым под силу распознать критические недостатки в конструкции, в частности следствия серьезных аварий, влияющих на дальнейшую эксплуатацию или следы тотального затопления. Как сообщает Росстандарт, нередко такие проблемы скрывают именно продавцы за пределами России, а проверить темное прошлое невозможно.

Все эти нововведения происходят на фоне инициатив ГИБДД о полной отмене техосмотра для легковых машин частников. Такая мера, по мнению службы, позволит ей сконцентрироваться на проверке технического состояния грузовиков и автобусов, часто становящихся участниками резонансных ДТП.

***

Волжский автозавод в очередной раз остановил конвейер 14 июля. На сей раз заторможен выпуск четырех моделей: Lada Largus и Xray, Renault Logan и Sandero.

Причина все та же, что и во время июньских «локдаунов», – недостаток комплектующих, а именно полупроводниковых чипов. Предприятие приостанавливало производство моделей на платформе B0 3–4 июня, 7–9 июня и 23 июня. Затем и рабочая суббота 10 июля на нитках по сборке Lada Niva Legend и Lada Granta была объявлена выходным. 

Хотя АВТОВАЗ и объяснил вынужденное решение все тем же недостатком комплектующих, формально завод не признал факт простоя. 14 июля конвейер остановился всего на один день. 

Виновником стал производитель электронных компонентов «Bosch Самара». Впрочем, остановки не помешали АВТОВАЗу нарастить продажи за первые шесть месяцев 2021 года на 51 %.

Отечественный автопром испытывает нехватку микросхем для электронных блоков управления двигателями, электрооборудования, панелей управления, мультимедиа и обязательной к установке на все новые автомобили системы ЭРА-ГЛОНАСС. Производство комплектующих в мире резко сократилось на фоне пандемии и, по мнению экспертов, может достичь прежнего уровня только спустя один-два года.

***

В связи с установившейся в центральной части России аномальной жарой резко возросло количество пожаров. Но горят не только леса, но и автомобили. На этом фоне обращает на себя внимание лаконичное напоминание на сайте Всероссийского союза страховщиков (ВСС): КАСКО не покрывает риски возникновения пожара внутри автомобиля вследствие оставленных в нем в жару газовых баллонов, спреев, спиртосодержащих жидкостей в баллончиках и т. п. Обычно пожар или возгорание ТС по любой причине – это отдельный риск за дополнительную плату.

Это означает, что если у страховой компании возникнут подозрения, что пожар произошел по причине находившегося в салоне или багажнике несанкционированного багажа, то в выплате вам откажут. Ситуация усугубляется тем, что стандартизированного официального списка потенциально опасных для хранения в машине вещей не существует, а значит, страховщики могут трактовать правила по-своему.

Остается только посоветовать водителям быть предельно внимательными и убрать из салона не только газовые баллоны и спреи, но и зажигалки, а также проверить электрооборудование. Ну и, конечно же, задать все вопросы своей страховой компании и при необходимости внести изменения в договор.

***

Рост цен на новые автомобили спровоцировал всплеск популярности подержанного транспорта у россиян. Как сообщает аналитическое агентство «АВТОСТАТ», за первые пять месяцев года объем рынка легковых автомобилей с пробегом превысил 2 миллиона 261 тысячу штук, а это на 28,3 % больше, чем за аналогичный период 2020 года. Конечно, взрывной рост особенно заметен на фоне провальной первой половины пандемийного года, но все равно подъем интереса внушительный.

В топе самых активных покупателей бэушек числятся Москва и Подмосковье, в совокупности «отъевшие» 11 % от всероссийского пирога. Субъекты в общей сложности приобрели более 240 тысяч машин с пробегом. Третье место за Краснодарским краем с долей рынка чуть менее 5 % и результатом 107,7 тысячи подержанных авто. Эти три региона показывают почти 50-процентный рост к результатам 2020-го.

В пятерке лидеров также числятся Санкт-Петербург (+27,3 %, 65,7 тысячи авто) и Свердловская область (+16,3 % и 64,8 тысячи машин). Самую заметную динамику показала Чеченская Республика (+84,1 %), а в аутсайдерах – Кемеровская область (+16,1 %).

***

На прошлой неделе Европейский союз предложил запретить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. Предлагаемый запрет является частью плана по сокращению выбросов углекислого газа на 55 % к 2030 году по сравнению с нынешним уровнем, что является гораздо более амбициозной целью, чем нынешняя цель в 37,5 %.

Еще более амбициозная цель – стопроцентное сокращение к 2035 году – сделает практически невозможной продажу новых транспортных средств с ДВС в ЕС. Переход на электромобили в Европе происходит немного быстрее, чем в Штатах. Каждый девятый автомобиль, проданный в прошлом году, был либо гибридным, либо электрическим.

Чтобы упростить переход на электромобили, некоторые страны также предложили размещать зарядные станции на расстоянии не более 60 км друг от друга на основных дорогах и значительно улучшить инфраструктуру.

Многие автопроизводители уже взяли на себя обязательство в ближайшие годы не создавать и не продавать ничего, кроме электромобилей. Jaguar и Bentley объявили о выпуске к 2035 году только EV. Audi полностью затормозила разработку новых ДВС, а вот BMW пока не спешит давать громкие обещания.

Предлагаемый запрет влияет только на продажу новых автомобилей, так что европейцы все равно смогут найти что-нибудь бывшее в употреблении.