GAZ Sobol. Бизнес модель

Дебютировав в кризисные 1990-е годы, «ГАЗель» дала импульс развитию малого и среднего бизнеса, а также сфере пассажироперевозок. В эпоху новых экономических испытаний нижегородская «Золотая антилопа» остается хитом продаж, привлекая клиентов оптимальным соотношением цены и качества.

2890 см3
2325
13 Л/100 КМ
107
1175 кг
855 000


Несмотря на усиление конкуренции в сегменте легких коммерческих автомобилей, рабочие лошадки «ГАЗель» и «Соболь» часто встречаются на российских дорогах. И в этом нет ничего удивительного: отечественные модели обладают очевидными конкурентными преимуществами, хотя и не лишены известных недостатков.

ЭТАПЫ БИОГРАФИИ

Машины популярного семейства «ГАЗель» Горьковский автозавод начал производить в 1994 году. Осенью 1998-го в линейку влился «Соболь» – облегченная версия грузоподъемностью 900 кг с укороченной колесной базой и независимой передней подвеской. Пять лет спустя обеим моделям подправили внешность – грустный «взгляд» в духе ГАЗ-31029 канул в Лету. В 2010-м завод запустил производство рестайлингового семейства «ГАЗель-Бизнес» и «Соболь-Бизнес» с пакетом модернизированных узлов и агрегатов. А в 2013 году на нашем рынке появилась машина нового поколения – «ГАЗель Next». Она радикально отличалась от предшественника, позаимствовав у него только коробку передач, раму и задний мост. Тем не менее «ГАЗели» и «Соболи» со счетов списаны не были: они по-прежнему востребованы на предприятиях сферы обслуживания, коммунального хозяйства и транспортных перевозок.

Помимо демократичного ценника, клиентов привлекают простота конструкции, неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность

ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ

В минувшем году лидером продаж в сегменте минивэнов стала модель «ГАЗель» ГАЗ-3221, использующаяся по всей России в качестве служебного микроавтобуса, а также автомобиля для туристических и экскурсионных поездок. Самая доступная, она же самая популярная, комплектация Стандарт 2.9 MT оснащена механической коробкой передач, 2,9-литровым 107-сильным бензиновым двигателем и задним приводом. Такую версию в минувшем году выбрал 4951 покупатель. Почему автомобиль так востребован нашими соотечественниками? Дело не только в демократичном ценнике (855 000 руб.) за начальную комплектацию пассажирской версии. Важно, что клиентам предоставлен широкий выбор. Это касается и модификаций, и двигателей, и типа привода. Покупателям предлагаются «коммерческий автобус», «маршрутное такси» (с высокой или средней крышей) и «школьный автобус», в которых может быть от 8 до 18 пассажирских мест. Альтернативой бензиновому мотору «УМЗ» служит дизель Cummins ISF 2.8. Доступны полноприводные версии.

ВЫГОДА ВЛАДЕНИЯ

Преимущества семейства «Соболь-Бизнес» тоже хорошо известны. За счет увеличения расстояния между арками задних колес («Соболь» комплектуется односкатными колесами) салон и грузовой отсек здесь несколько шире, чем в «ГАЗели». Не менее важным достоинством является отличная маневренность, обеспечиваемая малым радиусом поворота. Кроме того, пассажирский «Соболь-Бизнес» может похвастать эффективной системой отопления и вентиляции, а также добротной шумоизоляцией. Наконец, не стоит забывать о простоте конструкции, неприхотливости в обслуживании и высокой ремонтопригодности.

В ходе обширной модернизации, которую осуществили в 2010 году, в конструкцию автомобиля было внесено около 130 изменений

В условиях кризиса привлекательность семейства «ГАЗель-Бизнес» и «Соболь-Бизнес» по сравнению с конкурентами в лице Volkswagen Transporter, Mercedes-Benz Sprinter Classic и недавно обновленной уазовской «Буханки» (UAZ 3962/2206) только возросла. И это понятно: сегодня россияне выбирают оптимальное соотношение «цена – качество». Судите сами: GAZ LCV с проданными 9990 фургонами опередил соперников как минимум втрое. Ближайший конкурент Transporter разошелся тиражом 2853 экземпляра, Sprinter Classic – 2408, а «Буханка» и вовсе продемонстрировала резкое снижение продаж (2321 реализованная машина). Как говорится, кому кризис, а кому бизнес. AG

АВТОБУС ИЗ НИЖНЕГО

В минувшем году класс минивэнов сохранил свою долю на рынке легковых и легких коммерческих автомобилей на уровне чуть больше одного процента. При этом падение продаж составило около 23 %. В лидерах же по-прежнему числятся автомобили локальной сборки.

Первое место по итогам 2015 года принадлежит микроавтобусу «ГАЗель 3221/Соболь»: 9990 проданных машин и 46 % в классе. Среди иномарок лидирует бренд Volkswagen, занявший по суммарным продажам моделей Multivan и Caravelle 13 % в сегменте. Далее с небольшим отставанием (на 447 шт.) следует Mercedes-Benz Sprinter Classic. А вот устаревшая пассажирская «Буханка» УАЗ 2206 покинула первую тройку.

Ниже расположились семейные минивэны. На их фоне выделяется комфортный, респектабельный и надежный Mercedes-Benz V-Класс, доля которого составила порядка 5 % (1160 шт.).

Нижегородские «ГАЗель» и «Соболь» удерживают лидерские позиции за счет скромной цены и низкой стоимости владения, обусловленной доступностью запасных частей и дешевизной обслуживания.

С началом крупно-узлового производства моделей семейства Т6 на заводе Volkswagen в Калуге европейский производитель укрепил положение своих минивэнов на нашем рынке. Российские корни имеет и Mercedes-Benz Sprinter Classic, сборка которого довольно глубоко локализована на ГАЗе.

Удачное соотношение цены, уровня комфорта и надежности является основополагающим фактором эксплуатации этих моделей в корпоративных автопарках. Вместе с тем из-за роста цен, связанного с девальвацией рубля, спрос на импортные минивэны, приобретаемые в личных целях, продолжит падать.

Андрей КОНДРАТЬЕВ


РЕЙТИНГ ПРОДАЖ В КЛАССЕ МИНИВЭНЫ ПО ИТОГАМ 2015г.

№2 VOLKSWAGEN TRANSPORTER

Количество проданных автомобилей: 2853

1984 см3
1956
9,6 Л/100 КМ
150 л.с.
844 кг
1 920 000


Микроавтобус Volkswagen Transporter шестого поколения предлагает клиентам не только обновленный дизайн экстерьера и интерьера, но и более технологичную электронную начинку. В частности, в списке опций появились адаптивное шасси, обогреваемое лобовое стекло, адаптивный круиз-контроль и электропривод багажной двери. У двигателей, ставших более экономичными, расширилась рабочая зона. В итоге модель вышла на второе место по продажам в своем классе с показателем 2853 реализованных автомобиля.

№3 MERCEDES-BENZ SPRINTER CLASSIC

Количество проданных автомобилей: 2408

2148 см3
2065
9,1 Л/100 КМ
109 л.с.
1435 кг
1 871 000


Этот вместительный фургон способен перевезти пассажиров с высоким комфортом. Производство модели стартовало на ГАЗе в 2013 году. В зависимости от длины колесной базы в салоне микроавтобуса могут разместиться от 16 до 20 человек. Во всех версиях автомобиль комплектуется дизельным 2,2-литровым 109-сильным двигателем с турбонаддувом. Машина оснащается современными системами активной и пассивной безопасности. В своем сегменте Sprinter Classic занимает третье место с результатом 2408 проданных автомобилей.

№4 UAZ 2206 2.7 MT 4×4

Количество проданных автомобилей: 2321

2693 см3
2080
14,4 Л/100 КМ
112 л.с.
800 кг
640 000


Полноприводный микроавтобус, прозванный в народе «Буханкой», выпускается Ульяновским автозаводом с 1965 года. Пассажирская модификация с индексом 2206 вмещает от 6 до 11 пассажиров и имеет полностью остекленный кузов. Среди достоинств модели – весьма привлекательный ценник, простота конструкции, высокая проходимость и ремонтопригодность. В ходе недавнего обновления автомобиль оснастили более эргономичными сиденьями с подогревом. В минувшем году пассажирская «Буханка» разошлась тиражом 2321 экземпляр.

№5 MERCEDES-BENZ V-КЛАСС

Количество проданных автомобилей: 1160

2158 см3
2075
14,4 Л/100 КМ
136 л.с.
725 кг
2 960 500


Люксовый микроавтобус Mercedes-Benz V-Класса продается в России в трех версиях длины кузова. В зависимости от исполнения в роскошно отделанном салоне, который предлагает разные варианты трансформации, может быть 6 или 8 мест. Автомобиль оснащается мощными 4-цилиндровым бензиновыми и дизельными двигателями, передним или полным приводом, а также передовыми системами, отвечающими за комфорт и безопасность. Базовая комплектация очень щедрая. Итог продаж за 2015 год: 1160 машин.