ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ В РОССИИ: ЧТО КУПИТЬ?

Плюсы электромобилей неоспоримы: можно бесплатно парковаться в Москве, не платить транспортный налог и экономить на заправке. Прибавьте к этому большой ресурс силового агрегата, редкое техобслуживание и отличную разгонную динамику. Получается автомобиль мечты! Но что можно купить на российском рынке?

Китай, Европа и США активно переходят на электромобили. Только на европейский рынок в 2020 году выйдет около 40 новых моделей от Audi, BMW, Ford, Mazda, Mercedes, Opel, Peugeot, Skoda, Toyota, Volkswagen и других марок. Цены начинаются от 12 000 евро (менее миллиона рублей) за электромобиль размером немного крупнее продуктовой тележки в супермаркете. 

Машины В-класса стоят от 20 тысяч (около 1,6 млн), а за электрифицированный гольф-класс придется заплатить от 30 тысяч (около 2,4 млн). 

В пределах 3 млн на наши деньги доступен уже достаточно широкий выбор электрокроссоверов С-класса. При этом в Германии в 2020 году покупатели электромобилей получают компенсацию до 9000 евро. 

Подобрав выгодную кредитную или лизинговую программу, можно почти бесплатно кататься на электромобиле пару лет. В июне правительство ФРГ заявило, что зарядные устройства появятся на всех АЗС страны. 

Еще одним аргументом в пользу покупки электромобилей станет повышение налогов на владение автомобилей с традиционным ДВС. Так что в Европе переход на электротягу кажется неминуемым. Но это за границей, а что у нас?

КАКИЕ ЛЬГОТЫ

За год число электромобилей в России выросло почти вдвое ‒ до 6,3 тысячи к началу 2020 года. Однако в общем автопарке это лишь капля в море, сотые доли процента. Можно предположить, что рост числа электромобилей продолжится. Ведь государство и региональные власти предлагают весомые льготы, а электричество в России несравнимо дешевле, чем в Европе.

Итак, льготы. Во-первых, до конца 2021 года отменена ввозная таможенная пошлина на электромобили, в том числе подержанные. Причем эта льгота действует и для юридических, и 

для физических лиц. Только не путайте чистые «электрички» с гибридами, последним никаких преференций не положено.

Во-вторых, в ряде регионов страны, например в Москве и Московской области, владельцы электромобилей не платят транспортный налог. В случае с мощными спорткарами это дает экономию до 115 000 рублей в год. В-третьих, на улицах столицы электромобили паркуются бесплатно! Давайте вспомним, что парковочный абонемент на год с правом оставлять машину на всех платных городских парковках стоит 370 000 рублей! Причем в отдельных зонах, где столичные власти оценили паркинг в 380 рублей за час, этот абонемент не действует.

В-четвертых, число станций подзарядки постоянно растет, и на многих можно заряжать батарею бесплатно. Достаточно лишь получить карту, открывающую доступ к электросети.

ПОЧЕМУ ВЫГОДНО

Аргументы в пользу покупки электромобиля на этом не заканчиваются. Такой тип мотора обладает значительно бóльшим ресурсом по сравнению с ДВС. В нем в разы меньше деталей, которые могут выйти из строя. К примеру, модели Tesla создаются с прицелом на пробег в миллион километров. В электромоторе не нужно менять масло и масляные фильтры. Забавная история была недавно на встрече крупного немецкого автопроизводителя со своими дилерами. Представителям концерна пришлось успокаивать партнеров обещаниями, что будут найдены поводы привлечь владельцев электромобилей в дилерские центры на техобслуживание. Иначе продавцы электротранспорта рискуют не увидеть больше своих клиентов до следующей покупки автомобиля. На что же тогда содержать роскошные дилерские центры и персонал?

Не стоит забывать и о высоком крутящем моменте, который доступен практически в любой момент, бесшумности и экологичности такого транспорта. После вывода промышленных предприятий из Москвы и других крупных городов первое место по загрязнению воздуха уверенно заняли автомобили. Но это все лирика. А каков реальный выбор электромобилей в нашей стране?

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ В РОССИИ

Начнем с печального. Серийного производства электромобилей нет ни в России, ни в странах ЕАЭС. Есть планы выпуска электромобилей на белорусском заводе «Белджи», где сегодня собирают модели Geely. Однако это вопрос будущего. Российская Lada El Lada осталась штучным товаром, и купить ее можно только на вторичном рынке. За 7-летнюю машину с кузовом от Kalina и 82-сильным электромотором просят около миллиона рублей. Неинтересно.

Официально импортируют электромобили в Россию лишь четыре марки: Jaguar, Porsche, Audi и Renault. Модели английского и немецких премиум-брендов технологичны, комфортабельны и ожидаемо дороги. Впрочем, они немногим дороже машин схожего класса с традиционными двигателями.

После обнуления таможенных пошлин о снижении цен заявил Jaguar. Европейский «Автомобиль года ‒ 2019» ‒ электрокроссовер I-Pace подешевел в России на 300 тысяч. Базовая версия теперь стоит 5 946 000, топовая комплектация ‒ 6 910 000. Отделка салона превосходна, заметно качественнее по сравнению с Tesla. Электромотор развивает 400 л. с. и дарит очень яркие впечатления от езды. Машина молниеносно разгоняется с места и эффективно добавляет темп на высоких скоростях. Конечно, от таких «веселых стартов» запас хода тает на глазах, но в экономичном режиме на одной зарядке можно проехать почти полтысячи километров. По сравнению с другими моделями Jaguar электрокроссовер не так уж дорог. Схожий по габаритам Jaguar F-Pace стоит от 3 733 000, однако версия с мотором в 380 л. с. оценена в 5 353 000 ‒ то есть разница укладывается в 600 тысяч.

В июне 2020 года пять дилеров Audi в Москве, Петербурге и Екатеринбурге начали принимать заказы на кроссовер e-tron. По длине (490 см) он занимает место между среднеразмерным Audi Q5 и полноразмерным Q7. Инновационная модель оснащается двумя электромоторами, которые могут выдавать до 408 л. с. Заявленный пробег на одной зарядке превышает 400 км. Разгон до 100 км/ч занимает 5,7 с. В базовое оснащение входят пневмоподвеска, диодный свет, 19-дюймовые колеса, электропривод багажника и другие опции, а за доплату машину можно оснастить матричными фарами, аудиосистемой премиум-класса и даже камерами вместо боковых зеркал заднего вида. Цена e-tron ‒ от 5 595 000 до 6 615 000. Цены на Q7 начинаются с 4 831 000 рублей.

Самый технологичный и быстрый электромобиль в России предлагает Porsche. Модель Taycan Turbo S разгоняется до 100 км/ч за 2,8 с! У Porsche есть лишь один автомобиль, который показывает схожий результат, ‒ это трековый спорткар 911 GT2 RS с 700-сильным турбомотором. Пиковая мощность самого мощного Taycan – 761 л. с. 

Немцы используют высоковольтную электрическую систему, что дает ряд преимуществ. В первую очередь это динамика разгона и скорость зарядки. От мощного источника батареи Taycan можно зарядить на 80 % за 20 минут. Этого хватит на несколько сотен километров пути. В России электрический суперкар предлагается в трех комплектациях по цене от 7 360 000 до 11 600 000 ‒ и это на 10 000 евро дешевле, чем в Германии! 

Разница в цене между Taycan 4S и схожей по габаритам Panamera 4S составляет около полумиллиона рублей, но вы удивитесь, в чью пользу, ‒ электрокар дешевле и на 90 л. с. мощнее!

Особняком в списке официально поставляемых в Россию электромобилей стоит Renault с моделью Twizy – это нечто среднее между квадроциклом и автомобилем. Внутри автомобильные руль, педали и два кресла, расположенные друг за другом. Малые габариты могут стать неоспоримым преимуществом на тесных городских улицах: для парковки хватит любого пятачка. 

Однако в условиях средней полосы России на Twizy можно ездить месяцев 6‒7 в году. В его дверях нет окон, а салон не отапливается. Зато есть подушка безопасности, а на краш-тесте EuroNCAP машина показала приличный результат. Цены: от 949 000 до 1 049 000. Еще на 40 000 дороже версия Cargo с 200-литровым багажником вместо второго сиденья. Запас хода составляет до 100 км, а полная зарядка аккумуляторов от обычной розетки занимает немногим более трех часов.

Продажи электрического «каблучка» Renault Kangoo, моделей Mitsubishi i-MiEV, BMW i3 и i8 завершены. Не вышли на рынок Hyundai Ioniq и KIA Soul EV. И все же в ближайшем будущем новинки могут появиться, ведь ряд производителей провели сертификацию своих моделей. В их числе кроссовер Mercedes-Benz EQC.

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК

Самый популярный электромобиль в нашей стране ‒ Nissan Leaf ‒ прошел сертификацию, но официальные продажи так и не начались. Прокатиться на нем могут пользователи каршеринга «Яндекс.Драйв», закупившего 30 таких машин. Однако у дилеров марки вы их не найдете. 

Привезти новый Leaf готовы неофициальные продавцы, и обойдется такая машина не менее чем в 2,7 млн. Цены на вторичном рынке начинаются от 400‒500 тысяч за машину с правым рулем, выпущенную в 2011‒2013 годах. Более «свежие» Leaf с левым рулем стоят около миллиона.

«Привезти электромобиль из-за границы можно и самостоятельно либо через специализированную фирму. Раньше к цене машины за рубежом нужно было прибавить около 50 %, а сейчас ‒ около 30 %. Однако отмена ввозных пошлин совпала с падением курса рубля, поэтому цены в России ниже не стали», ‒ поясняет управляющий партнер ООО «Электромобили» Василий Пановицын.

Также лишь неофициальным путем попадают в Россию электромобили модной марки Tesla. За редким исключением такие машины привозят на заказ. По нескольку машин в наличии можно найти у неофициальных дилеров. 

Цены варьируются от 3,9 млн за «бюджетную» Model 3 до 10,8 млн за кроссовер Model X с дверьми в стиле «крыло чайки». Наиболее популярны Model S. После очередной модернизации эти машины могут проезжать до 647 км без дозарядки, а самая динамичная версия разгоняется до 100 км/ч за 2,5 с. Такое ускорение выдержит не каждый водитель и уж точно не каждый пассажир!

ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Обычно при обсуждении электромобилей звучат одни и те же вопросы: где и как долго заряжать батарею? Однако эти вопросы едва ли беспокоят владельцев электротранспорта. Если говорить о дорогих моделях типа Tesla или Jaguar, то такие машины заряжают на парковке перед собственным коттеджем или офисом. Обычно свой дом или гараж есть и у владельцев более скромного Leaf. Электрозаправки стали появляться на парковках бизнес-центров, жилищных комплексов и на городских улицах, однако рассчитывать только на общественные зарядки по-прежнему нельзя. Проще договориться со сторожем на ближайшей стоянке или подключиться к другой доступной розетке.

С обслуживанием электромобилей тоже проблем обычно не возникает. В регионах, где сосредоточена основная масса электромобилей в России: Москве, Петербурге, Краснодарском крае и на Дальнем Востоке, ‒ достаточно специализированных техцентров. И все же покупка электромобиля в нашей стране до сих пор остается авантюрой, которая, впрочем, сулит весомые выгоды.

К списку тест-драйвов

Комментарии