Дух юности

Пик покупательского интереса к кроссоверу KIA Soul остался позади: если в 2008-м в России было продано 8500 таких машин, то в прошлом году объем сбыта едва превысил 3000 штук. Однако автомобиль второго поколения имеет все шансы сломать негативную тенденцию – для этого у него есть все необходимое.

С поры о том, к какому сегменту относится KIA Soul, не затихают. Одни убеждены, что это нестандартный хетчбэк, другие склоняются к компактвэну, третьи видят в машине черты миниатюрного паркетника. Корейцы, должно быть, довольны: им не только удалось создать универсальную модель, которая выступает в нескольких классах одновременно, но и обеспечить мощный инфоповод, втянув публику в затяжную дискуссию.

Гордое одиночество

Определить конкурентов KIA Soul нелегко. Концептуально корейской машине близки моноприводные псевдокроссоверы вроде Renault Sandero Stepway, Geely MK Cross или Chery IndiS. На том же поле играют такие модели, как Nissan Juke и Suzuki SX4 Classic, – яркие, энергичные, в чем-то даже нахальные. Правда, до недавнего времени у KIA Soul был и прямой аналог. Это Ford Fusion, продававшийся в нашей стране в период с 2004-го по 2012 год и разошедшийся суммарным тиражом 127 000 экземпляров. Конструкцией Fusion точь-в-точь повторяет Soul – вернее, наоборот, поскольку корейская модель появилась на четыре года позже, – но вот подачей в корне от нее отличается. Если кроссовер KIA весь из себя модный, задорный и эпатажный, то Fusion выглядел оплотом скучноватого консерватизма. Как следствие, покупатель у него был свой: возрастной и чересчур хозяйственный. Чаще всего модель Ford – в качестве альтернативы отечественной Chevrolet Niva – выбирали владельцы шести загородных соток. К слову, сегодня эта аудитория безоглядно влюблена в Renault Duster.

Новый Soul стопроцентно узнаваем, поскольку сохранил в неприкосновенности не только пропорции, но и ключевые элементы в дизайне экстерьера

Понятно, что бывшие владельцы Fusion не рассматривают KIA Soul как вариант. Слишком уж он легкомысленный, разухабистый и местами непрактичный. Не вполне устраивает «кореец» и солидных дам. Равно как и молодых мужчин с ярко выраженными драйверскими амбициями. Недаром на страницах уважаемых изданий многоопытные эксперты критикуют машину за невнятную динамику, маленький багажник и пестрый интерьер. И, наверное, критикуют справедливо, вот только они забывают о том, что адресован Soul совсем другому кругу покупателей. Какому? Тут-то и начинается самое интересное.

Проблема проблем

Не секрет, что Soul всецело ориентирован на американский рынок. Философия этой модели была сформулирована руководством подразделения KMA (KIA Motors America), а над ее обликом работала калифорнийская дизайн-студия KIA. Целевой группой изначально выбрали девушек в возрасте от 16 до 25 лет, покупающих первый автомобиль. Угодить их переменчивым вкусам – задача не из легких. Как показали социологические исследования, машина должна быть стильной и привлекательной, вызывать восхищение у окружающих и чувство защищенности у владелицы. Предпочтительны высокая посадка за рулем (для лучшей обзорности) и компактные размеры (для безопасного маневрирования). А салону положено легко вмещать и развлекать компанию из четырех друзей. Плюс огромное значение имеет цена – у юной леди нет собственных средств, и автомобиль ей покупают родители. То есть Soul станет третьей (если не четвертой) машиной в семье, и под нее придется выделять место в гараже и строчку в бюджете. Иными словами, разработчикам KIA нужно было угодить старшему и младшему поколению одновременно, предложив папе с мамой вариант, который одобрит ребенок, и наоборот. Вот это головоломка!

К чести интернационального коллектива KIA Motors, сложнейшая задача была с блеском решена. Доказательством служат цифры продаж: только в США ежегодно приобретается по 100–120 тыс. автомобилей Soul. Соперники, к числу которых относятся Scion xB, Nissan Cube, Chevrolet Spark и Fiat 500L, буквально уничтожены – спрос на них в разы ниже. Фактически модель KIA сегодня единолично задает стандарты в растущем сегменте автомобилей для самых молодых водителей. Впечатляющее достижение! Но и потрудиться пришлось знатно.

Это интересно

В апреле стартовало производство полностью электрического варианта модели KIA Soul, получившего лаконичное наименование EV. Автомобиль оснащается полимерной литий-ионной батареей мощностью 27 кВт-ч, которая обеспечивает дальность хода 130–190 км. Цена Soul EV в Южной Корее составляет $39 400, однако размер государственной субсидии достигает 50%. В сентябре продажи электромобиля начались в нескольких штатах США. План производства на 2014 год невелик: 5000 экземпляров. Дальнейшую судьбу проекта определит реакция рынка.

В силу очевидных причин смена поколений, случившаяся в прошлом году, была осторожной. По всем объективным показателям формат модели, равно как и ее дизайн, устраивали клиентов. Требовалось подтянуть внешность под современные стандарты «автомобильной красоты», актуализировать техническую начинку и расширить возможности бортовых мультимедиа. И план этот был не просто выполнен, а перевыполнен!

Ползучий прогресс

Начнем с того, что «второй» Soul пересажен на новую платформу: теперь в основе машины лежит агрегатная база более крупного KIA cee’d. Это привело к росту габаритов, пусть и малозаметному. Так, колесная база увеличилась на 20, а ширина – на 15 мм. Однако расстояние между рядами сидений не изменилось, да и багажный отсек вмещает лишь на 14 л больше прежнего. Скорее всего, тут улучшений и не требовалось, ведь Soul относится к той разновидности машин, которые внутри просторнее, чем кажутся снаружи. В салоне предостаточно места как в плечах, так и в ногах, а над головами – и вовсе бездна пространства. Кресла установлены ниже (на 12 мм спереди и на 18 мм сзади), что, возможно, чуть облегчит посадку, но вызовет недовольство молодых матерей, которым приходится вынимать из автомобиля ребенка в люльке-переноске. Между тем есть и безусловные плюсы: например, проем багажника прибавил 80 мм в ширину, а пятая дверь поднимается на 60 мм выше.

Новый Soul стопроцентно узнаваем, поскольку сохранил в неприкосновенности не только «телосложение», но и ключевые элементы в дизайне интерьера. Серьезнее всего поменялась, причем в лучшую сторону, задняя часть кузова, где отныне доминируют огромные фонари и «парящая» накладка с фирменным эллипсом KIA. Машина стала основательнее как визуально, так и фактически: прибавка в снаряженной массе превышает центнер. Рельеф кузова смягчился, игра света на панелях обрела изящество, отчего Soul кажется более атлетичным. Дорожный просвет составляет 150 мм – вроде и немного, но короткие свесы и относительно небольшая колесная база обеспечивают хорошую геометрическую проходимость. А сузившиеся передние стойки улучшают обзорность с места водителя.

В пути KIA Soul ведет себя подчеркнуто спокойно и надежно. Атмосферный бензиновый мотор (124 л.с.) семейства Gamma не блещет тягой на низах, а 6-ступенчатый автомат медлителен в угоду комфорту, поэтому ни бодрых стартов, ни резких ускорений вы от машины не добьетесь. Чтобы ехать быстро, приходится регулярно давить педаль акселератора в пол, а это незамедлительно аукается заметным ростом шумов и расхода топлива. Подвеска жестковато реагирует на неровности, но такие настройки позволяют лучше контролировать высокий кузов в поворотах, где Soul демонстрирует устойчивость и предсказуемость.

Функция Flex Steering позволяет водителю самостоятельно выбирать реактивное усилие на руле, а вот тормоза всегда работают в единственном режиме максимальной мощности и «хваткости». Уверенности добавляет и штатный комплекс активного управления (VSM), объединяющий систему курсовой устойчивости (ESC) и электроусилитель руля. Хотя до вмешательства электроусилителя дело доходит в исключительных случаях. По крайней мере, на сухом асфальте.

Взрослые игры

Возвращаясь к теме дизайна, надо отдать должное интерьеру. Здесь нашлось место и смелым находкам (одни интегрированные динамики-дефлекторы чего стоят!), и продуманной эргономике. Впечатляют тщательность подгонки деталей и качество материалов, в частности, щедрое применение мягких сортов пластика. А водительское кресло с удачным профилем и ненавязчивой, но ощутимой боковой поддержкой помогает сохранять бодрость тела в долгой поездке. Чем не пример для подражания? Багажный отсек с виду может показаться небольшим, но на практике он достаточно вместителен и пару чемоданов вмещает без труда. С грузом большего размера помогает справиться складывающееся сиденье второго ряда.

Базовая цена Soul (689 900 руб.) может показаться завышенной, но прежде чем делать выводы, есть смысл ознакомиться с перечнем штатного оборудования.

В нем есть многое из того, что для других машин является опциями. Например, подогрев передних и задних сидений, кондиционер и обогреваемый мультифункциональный руль с кожаной отделкой. Так выглядит стартовая комплектация Classic, а за доплату 50 000 руб. KIA предлагает произвести апгрейд до уровня Comfort, в котором появляются боковые подушки и шторки безопасности, охлаждаемый перчаточный ящик, рейлинги, противотуманки и легкосплавные диски. Еще 50 000 – и покупатель получает автоматическую коробку передач. Комплектация Luxe (819 900 руб.) дополнена дневными ходовыми огнями, светодиодными задними фонарями, складывающимися зеркалами, задним парктроником и 17-дюймовыми колесами. Маловато будет? Тогда добавляем 18-дюймовые колеса, климат-контроль, приборную панель Supervision, бесключевой доступ Smart Key, камеру заднего вида, круиз-контроль и электроприводы водительского кресла – и получаем KIA Soul Prestige за 909 000 руб. Версия Premium еще богаче: система автоматической парковки, панорамная крыша, ксенон, аудиосистема Infinity, сенсорный дисплей с навигацией и амбиентная подсветка салона (Mood Lamp). Но и цена кусачая – 989 900 руб. Остается добавить, что модификация с турбодизелем мощностью 126 л.с., где автомат полагается по умолчанию, обойдется не менее чем в 879 000 руб. Вот вам и маленькие девичьи радости...

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
KIA SOUL 1.6 MPI 6AT
Цена вопроса
 От 789 900 руб.
Габариты, мм 4140×1800×1593 (1605)
Колесная база, мм 2570
Снаряженная масса, кг 1315
Объем багажника, л 354/686 (VDA/SAE)
Диаметр разворота, м 10,6
Дорожный просвет, мм 150
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 1591
Макс.мощность, л.с./об/мин 124/6300
Макс.момент, Нм/об/мин 152/4850
Привод передний
Трансмиссия автоматическая, 6-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 177
Время разгона 0-100 км/ч, с 12,5
Расход топлива (средний), л/100 км 7,9
Объем бака, л 54
Прямых конкурентов на российском рынке у KIA Soul нет, но косвенные альтернативы имеются. Например, специальные внедорожные версии обычных переднеприводных машин сегмента В. Так, Geely MK Cross можно купить за 399 000, а LADA Kalina Cross – за 409 000 руб. Chery IndiS стоит от 419 000 руб., а Great Wall Hover M2 – от 529 000. Недостаточно престижно? Тогда рынок предложит вам Nissan Juke (от 595 000 руб.), Suzuki SX4 Classic (от 659 000 руб.), Volkswagen Cross Polo (от 768 000 руб.) и SKODA Roomster Scout (от 813 000 руб.). А из перспективных новинок упоминания заслуживает субкомпактный Ford EcoSport.

К списку тест-драйвов

Комментарии