Длинный путь к успеху

Несмотря на молодой возраст, Lada Granta долго шла к признанию. Более того, одна из самых успешных и интересных моделей АвтоВАЗа во многом стала первопроходцем не только для завода в Тольятти, но и для отечественного автопрома в целом.



 

Если «отмотать назад» череду рестайлингов и переработок, выяснится, что история этой машины началась в далеких 1990-х. О громком названии модели тогда, разумеется, и речи не было. В начале последнего десятилетия прошлого века широкой общественности был представлен проект народного автомобиля от компании АВВА («Автомобильный Всероссийский Альянс»). Учитывая трудную экономическую ситуацию в стране, замысел следует признать просто грандиозным: планировалось построить новый завод по выпуску доступных микролитражек, да еще и освоить на нем принципиально новую современную модель. Не будем вдаваться в политические и прочие аспекты дела, а также перечислять заинтересованных в нем лиц, но сбыться задуманному было не суждено. Однако идея не умерла, и уже в 1999 году на автосалоне в Москве тольяттинцы показали «Калину» (ВАЗ-1119).

Granta, пожалуй, первый отечественный автомобиль, который стал не только инженерным, но и маркетинговым продуктом

Машина вызвала небывалый интерес – шутка ли, полноценный и современный автомобиль, ничем не хуже иномарки, и всего за $4500. Но, как часто бывает в нашей стране, подготовка к производству шла куда медленнее, чем предполагалось. Масла в огонь подлил памятный дефолт 1998-го. Между тем в 2004-м модель все же была освоена. По дороге к конвейеру она слегка изменилась и заметно подорожала, но все-таки осталась относительно доступной. А дальше... «Первый отечественный автомобиль с подушками безопасности!», «первый отечественный автомобиль с ABS!» – «Калина» стала настоящим пионером российского автопрома. Именно она получала все самое современное и прогрессивное. По мере возможности, конечно.

К концу первого десятилетия XXI века перед заводом была поставлена сложная задача: в кратчайшие сроки выпустить доступный автомобиль, отвечающий современным требованиям и в то же время способный заменить и на конвейере, и на рынке уходящую «классику». Даже всероссийский конкурс на лучшее название для перспективной модели был объявлен. И вот наконец в 2011-м АвтоВАЗ сдернул с новинки покрывало. Вместо ожидаемой крохи публика увидела вполне полноразмерный автомобиль класса «В». С чертами, знакомыми до боли. Новые передняя часть и корма, а между ними – старая-добрая «Калина». По цене модель была вполне сопоставима с архаичным классическим семейством.

Это интересно

Технологическую простоту Lada Granta можно отнести, скорее, к плюсам модели, нежели к минусам. Честно исполняя роль неприхотливой рабочей лошадки, машина стала отличной платформой для постройки спортивных, участвующих в соревнованиях автомобилей. Причем речь идет не только о самостоятельных переделках, но и о производстве заводских болидов для чемпионатов WTCC и RTCC, и проведении собственной гоночной серии Granta Cup.

Что же, даже такому гиганту, как АвтоВАЗ, не под силу быстро создать с нуля принципиально новую, да еще и бюджетную машину. Тольяттинцы подошли к вопросу со стороны технологической оптимизации и поступили правильно. Во взятой за основу «Калине» пересмотрели практически все: от подвески до пистонов крепления передней панели. Задача была одна: максимально снизить затраты на производство, не потеряв в качестве и привлекательности автомобиля. И это удалось. Несмотря на существенное снижение цены, Granta получилась куда более интересной и современной, нежели ее «старшая сестра».

Проще – не значит хуже

Если внешность Granta еще может вызвать вопросы у ценителей прекрасного, то интерьер выглядит более однозначно: современно, технологично и стильно. Дизайн салона «Калины» разрабатывался в начале 1990-х в соответствии с тенденциями того времени и к 2011 году уже явно устарел. Кроме того, он был слишком сложным с точки зрения производства. В Granta все сделали проще: передняя панель представляет собой одну сплошную отливку, которая выглядит очень актуально. Дверные панели стали цельными и тоже осовременились. В результате получилось удобно, продуманно и вместе с тем дешево и долговечно (скрипеть и отваливаться теперь практически нечему).

Что касается кузова, то Granta не настолько сильно унифицирована с «Калиной», как может показаться. Да, конечно, платформа одна, а это значит, что подвески, моторы, коробки передач и панели пола у этих моделей взаимозаменяемы. Однако для выпуска Granta потребовалось освоение штампового производства целого ряда кузовных деталей, переднего оперения и лонжеронов – то есть такого объема работ, который вполне сопоставим с проектированием нового автомобиля.

Обоснованный успех

Немаловажным оказался и тот факт, что Granta, пожалуй, первая отечественная машина, которая стала не только инженерным, но и маркетинговым продуктом. Ее разработке предшествовало серьезное изучение рынка, потребностей покупателей и производственного потенциала. И не напрасно: востребованность автомобиля превзошла самые смелые ожидания. АвтоВАЗ предложил конкурентоспособную машину по цене классических «Жигулей» 1970-х, превосходящую по потребительским качествам более дорогую «Калину». Нонсенс? Действительно, зачем тольяттинцам столь серьезная внутренняя конкуренция? На самом деле все логично: модели «разнесены» по типам кузова. Granta предлагается в кузове седан (не за горами появление хетчбэка, похожего на лифтбэк). «Калина» же будет представлена в виде хетчбэка и универсала.

Сегодня Granta обеспечивает около четверти объема сбыта автомобилей под брендом Lada. Только седанов за прошлый год было продано 167 000 штук, а с появлением 5-дверной модификации спрос на машину должен заметно возрасти.

Завоеванию сердец покупателей способствует постоянное расширение списка модификаций. Всего за два года Granta обзавелась такими незаменимыми атрибутами успеха, как автоматическая трансмиссия и мультимедиасистема с сенсорным дисплеем. Кроме того, была выпущена заряженная версия Sport. Работа над машиной не останавливается ни на секунду. В скором будущем, по заверениям тольяттинцев, появятся весьма солидные опции: боковые подушки безопасности, система курсовой устойчивости, навигация. Кроме того, ожидается пополнение линейки двигателей. Все это, безусловно, только подогреет интерес к популярной модели.

Особый подход

Правильная ценовая политика – одна из главных составляющих успеха Lada Granta. Базовая комплектация «Стандарт» за 279 000 руб. весьма скромна: водительская подушка безопасности, 13-дюймовые колесные диски, механические стеклоподъемники, да и усилителя руля нет. Для искушенного потребителя такое оснащение может показаться нелепым, но для целевой аудитории Granta оно вполне оправдано. Владельцы «пятерок» и «шестерок» ориентируются прежде всего на цену и едва ли когда-то задумывались о кондиционере или электростеклоподъемниках. Между тем блага цивилизации автомобилю доступны. За электроусилитель руля и функцию регулировки его наклона, 14-дюймовые колеса, центральный замок, электростеклоподъемники передних дверей, электропривод замка багажника и окрашенные в цвет кузова бамперы придется доплатить 35 000 руб. Более мощный 16-клапанный двигатель (по сравнению с базовым 8-клапанным) устанавливается либо в пару к автоматической коробке передач, либо в топовую версию «Люкс».

Самая дорогая Granta – с автоматом, полным электропакетом, датчиками дождя и света, подогревом лобового стекла, центральным замком, магнитолой с сенсорным дисплеем, двумя подушками безопасности, ABS, противотуманными фарами, бортовым компьютером, обогревом сидений, электроприводом и обогревом зеркал, парктроником, климат-контролем и легкосплавными дисками обойдется в 431 400 руб. Столько стоят базовые, гораздо более скромные версии большинства конкурентов. Кроме того, далеко не все «противники» оснащаются автоматической коробкой передач. Главный соперник тольяттинской модели – Renault Logan – не предлагается с автоматом. Таким образом, Granta, безусловно, является одним из самых выгодных предложений на автомобильном рынке России.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
LADA GRANTA 1.6MT
Цена вопроса
 От 289 000 руб.
Габариты, мм 4260×1700×1500
Колесная база, мм 2476
Снаряженная масса, кг 1160
Объем багажника, л 520
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 1596
Макс.мощность, л.с./об/мин 87/5100
Макс.момент, Нм/об/мин 140/3800
Привод передний
Трансмиссия механическая, 5-ступенчатая
Дорожный просвет, мм 160
Макс.скорость, км/ч 167
Время разгона 0-100 км/ч, с 12,4
Расход топлива (средний), л/100 км 7,0
Объем бака, л 50
Если сравнить Lada Granta с ее главным конкурентом – Renault Logan, – то выяснится, что базовые цены практически идентичны, стандартные комплектации предполагают примерно одинаковый список оборудования. Но у тольяттинского автомобиля есть ряд преимуществ. Во-первых, доступность автоматической трансмиссии, а во-вторых – более просторный, чем у «француза», салон. С точки зрения россиян, у Гранты есть еще одно достоинство: это отечественный автомобиль. А покупать иномарки готовы в нашей стране далеко не все автолюбители.

К списку тест-драйвов

Комментарии