Из водителя – в пассажиры

Беспилотный автомобиль с автономным управлением – великолепная идея и сложнейшая инженерная задача. Возможно, самая сложная из тех, которые до сих пор приходилось решать человеку. Она настолько грандиозна, что потребовала создания искусственного разума. Однако в немецком концерне Continental AG уверены, что заветная мечта станет реальностью уже в ближайшие годы.


Одно из ключевых структурных подразделений Continental AG носит название «Ходовая часть и безопасность». Здесь разрабатываются и производятся высокотехнологичные комплектующие, назначением которых является повышение динамических качеств и уровня безопасности транспортных средств. Своим клиентам Continental AG предлагает как отдельные компоненты, так и интегрированные решения «под ключ», позволяющие производителям автомобилей экономить значительные инженерные, финансовые и временные ресурсы. Особую ценность для заказчиков представляет экспертиза Continental AG в области сертификации инновационных электронных и электромеханических систем – в первую очередь по высшему стандарту безопасности ASIL-D.

Единственным способом свести аварийность на дорогах к нулевому уровню сегодня видится как полное отстранение человека от процесса управления автомобилем и замена его искусственным интеллектом. Готовые решения Continental выведет на рынок в ближайшие несколько лет

Практически все продукты, которые создаются инженерами подразделения «Ходовая часть и безопасность», уже на этапе проектирования наделяются способностью к циклическому последовательному взаимодействию. Это означает, что они не просто умеют обмениваться друг с другом массивами данных в режиме реального времени, но и готовы обеспечивать полное информационное сопровождение процесса управления автомобилем ‒ от сканирования пространства и детекции угроз до изменения динамики и траектории движения. В Continental эта концепция носит обозначение SensePlanAct («чувствуй – планируй – действуй») и считается фундаментом электронной архитектуры систем автоматизированного вождения.

Электронный альянс

Сегодня Continental производит широчайший диапазон средств мониторинга – радары, лидары, многорежимные видеокамеры и всевозможные датчики, а также электронные модули управления и программное обеспечение. Это оборудование позволяет реализовать любые типы ассистирования водителю, такие как автоматическое торможение, поддержание рядности и дистанции, распознавание дорожных знаков или обнаружение движущихся объектов в «слепых» зонах. И не только. Интегрированные в единый комплекс, подобные системы предоставляют возможность вплотную приблизиться к решению задачи полной автономности, исключив человека из процесса управления автомобилем.

Необходимость высокоскоростной обработки потока графической информации навела специалистов немецкого концерна на мысль обратиться к опыту коллег, работающих в области микроэлектроники. И в феврале 2018 года последовало официальное заявление о начале сотрудничества Continental AG и американской корпорации Nvidia, знаменитой своими графическими процессорами. По сути, Nvidia изобрела графический процессор как таковой – случилось это в уже далеком 1999 году. В дальнейшем компания стала пионером технологии глубокого обучения, которая считается важнейшим шагом на пути к созданию искусственного интеллекта. В 2015 году Nvidia представила ИТ-платформу Drive, разработанную специально для нужд автомобильной индустрии. Это универсальный инструмент для развертывания многоуровневых нейронных сетей, которые соотносят данные, поступающие от датчиков и регистраторов, с информацией из «облачных» хранилищ.

Уже известно, что Continental будет опираться на самую «продвинутую» версию этой платформы, известную как Drive XP Xavier. Она использует новейший графический процессор Volta, отличающийся особо низким энергопотреблением. Один из первых этапов работы будет посвящен интеграции HD-карт местности, что позволит автомобилю распознавать окружающий рельеф и объекты инфраструктуры с целью прогнозирования параметров перемещения других транспортных средств. Если же говорить о готовых продуктах, то в 2021 году в серию будет запущена беспилотная система 3-го уровня, освобождающая водителя от его обязанностей в пробках и на магистралях. А еще через несколько лет появится решение для полностью автономного транспорта.

Гости из будущего

Кое-какие наработки Continental готов продемонстрировать уже сегодня. Так, на электронной выставке CES Asia, прошедшей в Шанхае в середине июня, был представлен прототип многофункциональной видеокамеры пятого поколения MFC500. Эта камера является частью нейронной сети, использующей глубокое машинное обучение, фактически глаза искусственного интеллекта. Она позволяет идентифицировать и классифицировать типы поведения пешеходов, в том числе по жестикуляции, и на основе полученных данных предсказывать момент и траекторию выхода человека на проезжую часть. Далее электронный мозг действует следующим образом. Он выбирает один из тысяч, если не миллионов сценариев ответной реакции автомобиля, оценив все возможные стратегии как выигрышные или проигрышные. В качестве референтной модели будет выступать собственный «опыт» автомобиля, и лишь в случае не известной ранее комбинации факторов последует обращение к «облачной» базе данных. Весь этот процесс занимает доли секунды. Вот что говорит Карл Хаупт, глава подразделения передовых систем ассистирования водителю: «С помощью искусственного интеллекта автомобиль способен успешно интерпретировать сложные и непредвиденные дорожные ситуации – теперь это не о том, что «происходит», а о том, что «может сейчас произойти».

Широкое внедрение систем автономного вождения предоставит человеку массу свободного времени, которое ценится на вес золота. Его можно будет провести в общении с друзьями, семьей или умными электронными собеседниками вроде Continental TSP

В Continental считают, что эпоха, когда эволюция автомобиля измерялась лошадиными силами и километрами в час, подходит к завершению. Сегодня приоритетной оценкой прогресса становится способность автомобиля к принятию самостоятельных решений в целях исключения из логических цепочек человеческого фактора и снижения уровня аварийности. Предсказывать поступки так называемых «смартфонных зомби», бродящих по тротуарам в своей параллельной реальности, – вот что теперь считается высшим уровнем технологий. И 8-мегапиксельная видеокамера MFC500 с этой задачей эффективно справляется. К слову, ее производство Continental начнет уже в 2020 году.

Другой новинкой, представленной концерном Continental в Шанхае, стала информационная система TSP (Telematics Service Platform). Она уже используется рядом автопроизводителей для обмена данными со своими дилерами, поставщиками и крупными клиентами. В ее возможности входит удаленная диагностика автомобиля, управление доступом к нему и дистанционный контроль за многочисленными параметрами, включая геолокацию. Однако теперь функционал TSP значительно расширен – система впервые выступает в роли «электронного компаньона». Используя машинное обучение и доступ к внешним массивам данных, TSP способна осуществлять с водителем сложное речевое общение, поддерживая разговоры на различные темы и выводя иллюстрирующую информацию на бортовые дисплеи. Наличие таких компаньонов в ближайшем будущем станет важным преимуществом, поскольку отстраненный от управления автомобилем человек сможет тратить свое свободное время на коммуникации. Это и станет новым измерением комфорта и безопасности.

К списку тест-драйвов

Комментарии