Долгожданное партнерство

Долгожданное партнерство

Роботизированные автомобили можно назвать одной из самых горячих тем современности. Уже очевидно, что проблема достижения полной автономности нерешаема без использования элементов искусственного интеллекта. И справиться с поставленными задачами получится только объединенными усилиями ведущих корпораций.


Большинству автовладельцев концерн Continental известен в качестве производителя шин премиум-класса. В действительности едва ли не основной компетенцией немецкого гиганта является разработка и производство высокотехнологичных электронных и электромеханических компонентов, а также соответствующего программного обеспечения. Спектр деятельности Continental поражает воображение – он включает в себя телематику, интерфейсы, модули управления, актуаторы, датчики, индикаторы и так далее. По заказу автопроизводителей Continental проектирует, сертифицирует и выпускает такое оборудование, как панели приборов, тачпады, многофункциональные ключи-брелоки, мультиконтурные кресла, системы микроклимата, – для перечисления всего потребуется несколько страниц. Для гибридных автомобилей предлагаются электродвигатели, мотор-генераторы, инверторы и модули управления тяговыми батареями.

Шаг в будущее

Самое пристальное внимание Continental уделяет средствам активной безопасности, начиная с компонентов тормозных систем и заканчивая инструментами мониторинга окружающего пространства. Инженеры концерна разработали эффективный набор из многорежимной видеокамеры MFC, панорамной видеокамеры SVC, «ближнего» радара SRR, «дальнего» радара ARS и лидара SRL, который на любом автомобиле позволяет реализовать все современные типы информационной поддержки водителя. К ним относятся системы экстренного торможения, контроля рядности движения, сканирования «слепых» зон, кругового обзора, распознавания дорожных знаков, переключения режимов головного света, автоматической парковки и отслеживания усталости водителя.

Этот арсенал позволяет инженерам Continental перейти к реализации следующего этапа, а именно созданию комплексов автономного управления транспортными средствами «под ключ». В данном направлении специалисты концерна работают достаточно давно и в прошлом году приступили к испытаниям прототипов роботизированного маршрутного такси CUbE в реальных дорожных условиях. Главная сложность этого проекта заключается в необходимости скоростной обработки и анализа колоссального массива данных, поступающих от перечисленных выше устройств. Поскольку производство чипсетов в сферу интересов Continental AG не входит, возникла необходимость в выборе стратегического партнера из числа безусловных лидеров микроэлектронной индустрии. Идеальным кандидатом на эту роль стала американская корпорация Nvidia, которая, в свою очередь, находилась в активном поиске высококлассного интегратора с мощной производственной базой.

В 2016 году оборот подразделения концерна Continental, специализирующегося на средствах ассистирования водителю, составил 1,2 млрд евро. Партнерство с Nvidia призвано обеспечить этому показателю рост до 2,5 млрд евро к 2020 году.

В 1999 году Nvidia произвела революцию, представив первый в мире графический процессор GeForce 256, который позволил совершить прорыв в области реализации параллельных вычислений и привел к резкому росту рынка компьютерных игр. Позже графические процессоры послужили базисом технологии глубокого обучения – принципиально новой вычислительной модели, провозгласившей начало эры искусственного интеллекта. С того момента «умные» машины, способные учиться, размышлять и взаимодействовать с людьми, перестали быть фантастикой. Здесь надо подчеркнуть, что целый ряд авторитетных имен в области электроники считают, что наиболее сложной задачей для искусственного интеллекта на данный момент является обеспечение полной автономности управления автомобилем. Недаром основатель и президент Nvidia Дженсен Хуан называет вождение транспорта в городской среде «бесконечно сложным миром».

Основатель и президент Nvidia Дженсен Хуан называет задачу создания беспилотного автомобиля предельно сложной. На дорогах такие машины появятся не ранее 2025 года. Cтратегическое партнерство с Nvidia позволит концерну Continental AG занять лидирующие позиции в области автоматизации управления дорожным транспортом.

Ответом Nvidia на запросы автомобильной промышленности стала компьютерная платформа Drive, запущенная в производство в 2015 году. Это универсальный инструмент для развертывания и обучения глубоких нейронных сетей, которые способны синхронизировать и обрабатывать данные, поступающие от датчиков и регистраторов, с помощью ультрасовременных алгоритмов. Заложенные в архитектуру Nvidia Drive возможности позволяют не только сканировать местность в 360-градусном режиме и управлять всеми бортовыми системами автомобиля, но также калькулировать и предсказывать поведение любых объектов и эффективно работать в условиях недостаточной освещенности. А еще – восполнять недостаток информации путем обращения к «облачным» хранилищам данных. Сюда же следует добавить анализ психофизиологического состояния водителя и поддержку распознавания жестов и речи.

Коллективный прорыв

Наиболее совершенным продуктом серии Drive является Drive XP Xavier, который использует новейший графический процессор Volta. При максимальной производительности 30 триллионов операций в секунду он потребляет лишь 30 Вт энергии, что для автомобильной электросистемы считается оптимумом. Возможности платформ Nvidia Drive впечатляют даже профессионалов. Вот что рассказывает Маттиас Рудольф, представитель Audi: «Работая с базой данных дорожных знаков Рурского университета в Бохуме, мы добились точности распознавания выше 96 % всего за четыре часа. Чтобы обеспечить такой же уровень надежности с помощью классических алгоритмов компьютерного зрения, раньше требовались годы».

Как говорит Дженсен Хуан, с присоединением к проекту концерна Continental AG в распоряжении партнеров оказались все ключевые ингредиенты для разработки и запуска в производство беспилотных автомобилей с управлением искусственным интеллектом. У корпорации Nvidia также действуют двусторонние соглашения c Volkswagen Group, Daimler AG, BMW AG, Toyota Motor, Ford Motor, Fiat Chrysler, Volvo Car, Intel, Uber и ведущей китайской поисковой системой Baidu. Столь солидный пул участников, осознающих, что совместные усилия ускорят появление комплексного решения при существенном снижении объема инвестиций, практически гарантирует успех. Кроме того, использование разными автопроизводителями единого стандарта автономности предотвратит возникновение технических сложностей в последующие годы.

«Автомобиль будущего станет чувствующим, планирующим и самостоятельно действующим вычислительным центром. Чтобы справиться с задачей полностью автономного управления, от него потребуются навыки настоящего суперкомпьютера», ‒ утверждает Элмар Дегенхарт, председатель совета директоров Continental AG. Первые результаты деятельности нового глобального альянса появятся в 2021 году, когда автопроизводители предложат покупателям беспилотные системы 3-го уровня, отстраняющие человека от управления в пробках и на скоростных магистралях. А вывод на рынок комплексов высшего, 5-го уровня Continental планирует осуществить в 2025 году. На первых порах ими будет оснащаться общественный транспорт, включая роботакси, а затем автомобили без руля, педалей и прочих привычных органов управления станут доступны всем желающим. Правда, пока ни у кого нет уверенности в том, что распространение автономности 5-го уровня не сломает существующую парадигму частного владения автомобилем. Независимые наблюдатели убеждены, что стратегическое партнерство Continental и Nvidia позволит немецкому концерну занять лидирующие позиции в области производства электронных систем поддержки и замены водителя. К числу безоговорочных преимуществ Continental относится обладание технологиями сертификации таких систем по высшему стандарту безопасности ASIL-D. А это значит, что беспилотные автомобили появятся на наших дорогах быстрее, чем можно было ожидать.

Концерн Continental разрабатывает передовые технологии и услуги для обеспечения продолжительной объединенной в сеть мобильности людей и грузов. Основанная в 1871 году, технологическая компания предлагает надежные, эффективные, продуманные и доступные решения для автомобилей, машин, дорожно-транспортных средств. в 2017 году компания Continental достигла оборота 44 млрд евро, в настоящее время в концерне занято более 240 000 сотрудников в 61 стране мира.