Автомобильная безопасность: на ком испытываем?

Повышение уровня безопасности немыслимо без разномастных испытаний. Только их результаты могут доказать, что новшества действительно способны спасать жизни. В наши дни у инженеров есть несколько вариантов проведения тестов.

Системы безопасности, начиная от конструкции самого кузова автомобиля и заканчивая последним электронным ассистентом, обязаны выполнять свою функцию на «отлично». Значит, любое нововведение требует тщательной проверки: ведь, быть может, оно работает с точностью наоборот – несет пассажирам опасность! Логично, что никакие теоретические выкладки не дают гарантии результата ‒ только реальные тесты!

ИСТОРИЯ БЕЗ ОПАСНОСТИ

Несколько десятилетий назад безопасность оценивали, проводя краш-тесты пустых автомобилей. Эксперты оценивали характер деформации, но не могли точно сказать, какую опасность таит тот или иной элемент конструкции для человека. Сегодня в распоряжении лабораторий по безопасности есть умные компьютерные программы, позволившие моделировать удары в виртуальном пространстве. И все же никто и не собирается отказываться от реальных краш-тестов, благо теперь в них участвуют высокотехнологичные манекены, которые готовы рассказать все, что «чувствуют».

Манекены представляют собой напичканные электронными датчиками куклы. Их усаживают в тестовый автомобиль, пристегивают ремнями безопасности – в точности как человека. Позы манекенов копируют те, что занимают люди в салоне в обычной жизни. После удара эксперты анализируют зафиксированные сенсорами перегрузки: какие из них оказались незначительными, а какие чреваты травмами или даже смертью. Так оценивают эффективность работы всего комплекса систем пассивной безопасности – зон запрограммированной деформации кузова, ремней и подушек безопасности, отмечают, какие элементы конструкции или внутренней отделки могут нанести людям травмы.

УДАР, ЕЩЕ УДАР

Новейшая история манекенов началась с копий взрослых людей, однако сегодня «семья» краш-тестовых «кукол» многократно увеличилась. Манекены имитируют малышей, пожилых и полных людей, даже беременных женщин. Перед ударом датчикам задаются разные пороги чувствительности. Например, для изучения последствий аварии для хрупких детских или старческих костей. Невероятно разнообразен и «ассортимент» ударов. Современные лаборатории позволяют моделировать практически любые столкновения и перевороты.

Конечно же, манекены есть и в распоряжении одного из локомотивов технологий безопасности ‒ концерна Continental. Зовут их Dummy, что в переводе с английского и означает «манекен», «кукла». Эти неодушевленные существа используются при всех ударных испытаниях, но в компании относятся к ним с большим уважением и даже превратили их в своеобразный бренд, внедряя в медиа-материалы, показывая на выставках и презентациях. И это правильно: нельзя недооценивать роль этих неживых существ в деле снижения аварийности и смертности на дорогах до нуля, так называемой стратегии Vision Zero.

Dummy ‒ полноправный и очень квалифицированный эксперт в оценке систем безопасности. В отличие от человека он всегда в точности выполнит поставленную задачу. Да и нельзя живому организму проходить те тесты, которые доверяют манекену! Его используют под слоганом «Tested for your safety. On our way to Vision Zero», что в вольном переводе означает: «Протестировано для вашей безопасности. На пути к нулевой смертности». И кукла безропотно несет эту тяжелую ношу ради спасения живых людей.

С каждым годом Dummy становятся все больше похожи на людей, их «организм» обрастает имитацией суставов и костной структуры, а датчики снимают все больше показаний: замеряют перегрузки, силы на сжатие и скручивание. Стоимость современного манекена может достигать полумиллиона долларов, но эта цена ‒ ничто по сравнению с человеческой жизнью.

К списку тест-драйвов

Комментарии