Cистеме вопреки

Создавая модель Skoda Octavia, концерн Volkswagen заложил бомбу замедленного действия под общепринятую классификацию автомобилей. Еще бы, ведь на платформе класса С была построена машина, габариты которой соответствуют стандартам сегмента D!

Позиции марки Skoda на российском рынке в значительной степени зависят от «самочувствия» модели Octavia, на которую приходится свыше половины продаж. Однако причин для беспокойства нет: популярность этой машины стабильно высока, а недавняя смена поколений обещает поддерживать спрос в ближайшие года два. К тому же сказывается эффект снежного кома: в общей сложности наши соотечественники приобрели почти 290 000 таких автомобилей. Можно сказать, что Octavia стала в России своей.

Голосуем умом

Чешская компания Skoda Auto вошла в орбиту концерна Volkswagen в 1991 году, и с этого момента у нее началась новая жизнь. Первым делом немцы помогли основательно модернизировать неплохой автомобиль Favorit, а затем приступили к плановому расширению производственной программы. Поскольку Volkswagen воспринимал марку Skoda как равноправного члена семьи, позиционирование каждой ее модели тщательно выверялось – дабы избежать внутренней конкуренции. Тогда-то и родилась гениальная идея размещать чешские автомобили на стыке классов. Инженеры использовали платформу и агрегатную базу машины поменьше, а кузов делали покрупнее, что обеспечивало весьма привлекательное соотношение «цена – возможности». Именно так разрабатывались и Octavia, и Superb.

Простой образ модели Octavia был создан на заре 1990-х Дирком ван Брекелем, автором стиля современных автомобилей марки Bentley

В 1960-х годах имя Octavia принадлежало непритязательному седану, но маркетологи концерна Volkswagen сочли название благозвучным и решили присвоить его новому хетчбэку, представленному осенью 1996-го. В техническом плане эта машина повторяла Golf IV, но внешне отличалась разительно. Вытянутая корма скрывала главный козырь автомобиля – бездонный багажник, который при сложенных задних сиденьях становился просто огромным. Прибавим фольксвагеновскую «начинку» и умеренную цену – неудивительно, что модель привлекла внимание европейских покупателей. А как только выяснилось, что Octavia надежна и недорога в обслуживании, сразу активизировались и таксисты-частники, и корпоративные парки, и прокатные конторы. Машина оказалась настолько популярной, что чехи не свернули ее производство даже после дебюта модели второго поколения. Сборка была прекращена лишь в 2011-м, когда выпуск комплектующих для состарившегося автомобиля окончательно потерял рентабельность.

«Вторая» Octavia тоже прожила долгую жизнь (в наше время продержаться на конвейере 9 лет дорогого стоит). А в декабре 2012-го головной завод Skoda Auto в Млада-Болеславе приступил к выпуску модели третьего поколения, названной Octavia A7. Еще полгода спустя производство полного цикла, включающее сварку и окраску кузовов, стартовало в Нижнем Новгороде на мощностях «Группы ГАЗ».

Идеальный порядок

Одним из факторов успеха Octavia был и остается ее дизайн. Простой и рациональный образ машины был создан на заре 1990-х Дирком ван Брекелем (автором стиля современных автомобилей марки Bentley). Перед нами хетчбэк, мастерски загримированный под седан с помощью короткого «хвостика». Такой тип кузова раньше назывался «лифтбэк» и был довольно распространен (достаточно вспомнить Volvo 440 или Ford Sierra), но сегодня он практически забыт. Вот вам и эксклюзивность! От другого радикального решения – двустворчатой крышки багажника, коей по праву гордится Superb, – чехи в целях экономии отказались, хотя место под нее у Octavia А7 имеется.

Новый автомобиль построен на модульной платформе MQB, которая применялась для создания Volkswagen Golf VII и ляжет в основу множества будущих машин. Теоретически она предоставляет дизайнерам широкое пространство для творчества, но на практике Octavia A7 получилась как две капли воды похожей на Volkswagen Jetta и Audi A3 Sedan. Однако загиб подоконной линии у задних стоек решил проблему визуальной идентификации модели.

Это интересно

Стратегию производства «межклассовых» моделей компания Skoda Auto в полной мере не реализовала. Первая осечка произошла в 1999-м, когда на рынок вышла Fabia, созданная по всем правилам сегмента В. Грузопассажирский Roomster образца 2006 года получился необычным по дизайну, однако конструктивно он повторял такие машины, как Renault Kangoo и Citroen Berlingo. Более поздние Rapid и Citigo тоже оказались довольно заурядными. Последним «классовым бунтом» (правда, не очень успешным) был Yeti, дебютировавший в 2009-м и вставший на полступени ниже типичного легкого кроссовера.

Унификация машин разных марок, входящих в состав концерна Volkswagen, становится все «плотнее», и это неизбежно приводит к тому, что ноу-хау лидеров тут же распространяются на модели попроще. Интерьеры чешских автомобилей – очередное тому подтверждение. Элегантный и функциональный дизайн, первоклассные материалы, отличное качество подгонки деталей... Если закрыть эмблему на руле, можно подумать, что оказался в Audi. Кнопки и переключатели работают четко, с выверенными усилиями, без люфтов. Про эргономику и говорить не приходится: оказавшись в машине впервые, чувствуешь себя так, словно ездил на ней год. Высокому человеку в равной степени удобно сидеть и спереди, и сзади – расстояние между рядами кресел увеличилось на 7 см. Тут впору насторожиться: может, багажник стал меньше? Ничего подобного! Если прежний Combi брал на борт от 580 до 1620 л полезного груза, то вместительность новой модели достигает 1718 л.

Незаменимый

Не секрет, что в Западной Европе покупатели больших автомобилей – а большими там считаются все машины, выходящие за рамки Golf-класса – как правило, отдают предпочтение универсалам. Такая покупка не без оснований считается рациональной. У нас же все происходит совсем иначе. Если клиенту нужна вместительность, он выбирает легкий кроссовер. Если денег на кроссовер не хватает, покупается седан. Поэтому Octavia Combi, появившаяся у российских дилеров Skoda в ноябре прошлого года, ажиотажа не вызвала. Чешская сборка сделала универсал не только дороже «отечественного» хетч-бэка на весомые 85 000 руб., но и спровоцировала внутрибрендовую конкуренцию с моделью Yeti, которая, скажем, в версии с мотором 1.4 TSI и коробкой передач DSG стоит на 50 000 руб. дешевле, чем Octavia Combi в схожей модификации.

Несмотря на «универсальный» скепсис российских покупателей, многие производители такие машины в нашей стране продают, поэтому без соперников Octavia Combi не остается. В сегменте до 700 000 руб. есть Opel Astra Family Caravan. Бюджет от 700 000 до 800 000 руб. позволит рассмотреть такие модели, как Chevrolet Cruze, Ford Focus, Hyundai i30, Kia cee’d_sw или Opel Astra Sports Tourer. Располагающим миллионом, можно замахнуться на Hyundai i40, ну а самым дорогостоящим приобретением в этом классе станет Citroen C5 Tourer. Однако все эти автомобили относятся к категории нишевых и на наших дорогах встречаются довольно редко.

Норма излишеств

Прайс-лист на модель Octavia Combi открывает версия со старым и потому надежным атмосферным мотором 1.6 MPI (110 л.с.), которая стоит 709 000 руб. Цены на модификацию 1.4 TSI (140 л.с.) начинаются от 889 000 руб., а за машину с двигателем 1.8 TSI (180 л.с.) придется отдать не менее 971 000. Силовые агрегаты с индексом TSI оснащены непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом, а значит, очень чувствительны к качеству бензина. Есть и дизель – 2-литровый 143-сильный мотор, пару которому составляет 6-ступенчатая коробка передач DSG со сцеплением «мокрого» типа, отличающаяся куда большей надежностью, чем 7-ступенчатый агрегат с «сухим» сцеплением. Именно «сухая» коробка и предлагается за доплату (40 000–60 000 руб.) для версий 1.4 TSI и 1.8 TSI с приводом на передние колеса. Впрочем, Skoda дает на нее отдельную гарантию на 5 лет (или 150 000 км пробега), что должно снять камень с души владельца. А на радость поклонникам обычных «автоматов» Skoda теперь предлагает такую коробку в паре с двигателем 1.6 MPI.

Стартовая комплектация Active включает две подушки безопасности, систему курсовой устойчивости ESP (для машин с автоматом), усиленную подвеску и подогрев зеркал. В версии Ambition (от 814 000 руб.) появляются боковые подушки, кондиционер, аудиосистема и подогрев сидений. Максимальная комплектация Elegance (от 887 000 руб.) предполагает ко всему прочему надувные шторки, мультируль, климат-контроль, складывающиеся зеркала, круиз-контроль и легкосплавные колеса. В перечне опций значатся: кожаный салон (61 400 руб.), биксеноновые фары (41 600 руб.), электрообогрев лобового стекла (7300 руб.) и модуль bluetooth (3200 руб.).

В состав «пакета № 6» за 114 400 руб. включена система автоматической парковки. А если заказать сдвижную панорамную крышу (46 800 руб.) и электропривод крышки багажника (15 600 руб.), то ваша Octavia будет краше всех.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
SKODA OCTAVIA COMBI 1.8 TSI DSG 4×4
Цена вопроса
 От 1 061 000 руб.
Габариты, мм 4659×1814×1465
Колесная база, мм 2686
Снаряженная масса, кг 1450
Объем багажника, л 588/1718
Тип двигателя бензиновый, с турбонаддувом
Рабочий объем, куб. см 1798
Макс.мощность, л.с./об/мин 180/4500–6200
Макс.момент, Нм/об/мин 280/1350–4500
Привод полный
Трансмиссия роботизированная, 6-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 227
Время разгона 0-100 км/ч, с 7,5
Диаметр разворота, м 10,4
Расход топлива (средний), л/100 км 6,7
Объем бака, л 55
Наибольшие шансы на коммерческий успех имеет модификация с проверенным временем двигателем 1.6 MPI и 6-ступенчатым автоматом – наслушавшись нелепых «страшилок» про турбомоторы и коробки-роботы, испуганные покупатели враз полюбили консервативные технические решения. К тому же цена такой машины радует умеренностью: около 800 000 руб. за комплектацию Active с несколькими опциями. Подобрать альтернативу, столь же функциональную и привлекательную как снаружи, так и внутри, действительно непросто.

К списку тест-драйвов

Комментарии