АССОЦИАЦИЯ «РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ»

ИЗ НИЧЕГО ПОСТРОИТЬ ВСЁ

В новейшей истории России многое пришлось создавать с нуля. В том числе в 1990-е годы появилось новое понятие – автомобильный дилер. И практически сразу же компании – продавцы машин объединились в собственную ассоциацию, которая с годами укрупнилась и усилила свое влияние.

В конце 1991 года распался СССР, и в 1992-й страна шагнула уже в новой действительности. Одним из главных приобретений того периода стали свободные рыночные отношения. Понятие «дефицит» осталось в советском прошлом, все товары, включая самые дорогие, оказались на прилавке ‒ только плати! В том числе и автомобили – еще недавно несбыточная мечта миллионов людей.

НАЧАЛО ПУТИ

В русский язык вместо «магазина по продаже автомобилей» пришло заморское слово «дилер». Официальные представители западных автоконцернов начали появляться в молодой России в первые же годы ее существования. Богатых людей в стране было сравнительно немного, а те, кто тогда считался средним классом, позволить себе иномарку не могли.

Поэтому и машин ввозилось немного. А ведь время для этого было золотое! Система таможенных пошлин на заре становления России фактически отсутствовала, и взнос с каждого импортируемого автомобиля вне зависимости от его стоимости и характеристик был чисто символическим. Впрочем, этот пробел законодательства быстро ликвидировали, и сборы начали расти в геометрической прогрессии. Очень скоро ситуация кардинально поменялась: пошлина стала увеличивать цену машины в разы.

Такой подход, конечно, сильно ограничивал объем поступлений иностранных товаров, до которых в России находилось все больше охотников. Выходом стали различные фонды и ассоциации. Входившие в них организации получали квоты на ввоз некоторых категорий продукции (в том числе и автомобилей), оплачивая за них таможенные сборы по минимальным ставкам. Именно с этой целью и была создана ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Протокол о ее создании подписали в апреле 1994 года около 30 человек, включая известного бизнесмена Бориса Березовского. Название, к слову, весьма удачное: при транслитерации на английский получается ROAD ‒ «дорога».

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ

История сыграла с ассоциацией злую шутку. Когда все бюрократические преграды были преодолены, поблажку в виде квот государство отменило. Однако уже объединившиеся в профессиональную организацию молодые дилеры оценили перспективы. Расширение количества членов и их совместные усилия в работе – гарантии того, что РОАД станет весомой силой. Став связующим звеном между автомобилистами и властью, ассоциация сможет доносить до властей свои требования, нужды и ожидания и одновременно повышать уровень удовлетворенности клиентов.

В девяностые автомобильные дилеры делали всю работу в своем бизнесе от и до: начиная с организации ввоза и заканчивая таможенным оформлением. Позже, уже в 2000-е, эту работу взяли на себя официальные российские представительства брендов, став импортерами. На дилерах остались только продажи и обслуживание.

Учитывая зачаточное состояние отрасли, работы у членов ассоциации оказался непочатый край. Предстояло научиться договариваться с государством и клиентами, урегулировать споры и проблемы отдельных дилеров. Все это РОАД блестяще удалось. За четверть века существования объединения российский авторынок прошел колоссальный путь ‒ от тотальной «свободы действий» до цивилизованного и прозрачного процесса. Многократно вырос профессионализм дилеров, выработаны стандарты всех аспектов работы, налажена работа с представительствами, практически полностью исчез «серый» импорт.

Работа с клиентами стоит особняком. Дилеры заинтересованы в максимальной удовлетворенности покупателей, из которой произрастает лояльность. Последней уделяли мало внимания в благополучные годы, когда покупателей хватало всем. Сейчас же каждый клиент на вес золота, и разбрасываться ими никто себе не позволяет. Однако есть на этом фронте и опасности для бизнеса. Все чаще звучит понятие «потребительский экстремизм», выражающийся в необоснованных претензиях и требованиях завышенных компенсаций за те или иные недостатки в автомобилях. Бороться с этим явлением не есть неуважение к клиентам, а лишь способ отстоять свои законные права.

РОАД непрерывно привлекала и привлекает в свои ряды новых дилеров. Это позволяет ассоциации представлять большую часть российского авторынка, а значит – знать досконально все его нюансы и тренды. Только способом максимального охвата можно добиться весомых результатов.