Принято считать, что в кризис премиальные и имиджевые модели теряют клиентов в меньшей степени, чем автомобили из массовых сегментов. Посмотрим, так ли это, на примере свежей статистики российского рынка.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, за три квартала текущего года продажи новых автомобилей в России снизились на 14,4 %. При этом нельзя сказать, что положение каждой конкретной марки обусловлено ее принадлежностью к тому или иному сегменту рынка. Например, и Ford, и Nissan ориентированы на массового покупателя, однако у первой компании реализация увеличилась на 17 %, а у японцев упала почти на четверть. То же наблюдается и в премиальном секторе: продажи Lexus выросли на 14 %, показатели BMW практически не изменились (−2 %), а у Audi зафиксировано снижение на 15 %.
РОСКОШЬ СКРОМНАЯ И НЕ ОЧЕНЬ
Бизнес-класс по сути остается «театром одного актера». Любовь россиян к Toyota Camry, кажется, не пройдет никогда. С января по сентябрь включительно дилеры реализовали 21 627 японских седанов. Дополнительным стимулом стало недавнее появление комплектации Exclusive с весьма полезным приложением «Яндекс. Навигатор», встроенным в штатную мультимедийную систему. Именно на эту версию пришлась основная доля спроса в последние два месяца. Ford Mondeo (2594 проданных автомобиля) и Nissan Teana (414 шт.) не смогли составить достойную конкуренцию бестселлеру. Teana и вовсе покинула наш рынок: уже весной продажи были единичными.
Победителем в битве немецких титанов вышел Mercedes E-Класса: дилеры реализовали 2751 автомобиль. Этой цифры хватило не только для второго места в сегменте, но и для превосходства над вечными конкурентами: BMW 5 Series разошелся тиражом 2611, Audi A6 — 2302 экземпляра. Причем в начале года все три модели были в равных условиях: их жизненный цикл подходил к концу. Однако если у Audi и BMW смена поколений произойдет только в 2017‑м, то новый Mercedes в кузове W213 поправил статистику бренда уже в апреле, обеспечив львиную долю продаж.
«Семерка» BMW, несмотря на эффект новизны, не сумела опередить по продажам Mercedes S-Класса
Если взглянуть за пределы первой пятерки, выяснится, что только Lexus ES (1516 шт.) и SKODA Superb в новом кузове (1028 шт.) взяли планку, установленную на отметке «тысяча покупателей».
Угадать лидера представительского сегмента тоже нетрудно. Mercedes S-Класс (1295 машин) — авторитет незыблемый. Модели пошел четвертый год, а она все равно за явным преимуществом переиграла новый седан BMW 7 Series (873 шт.), поразивший автомобильный мир невиданными доселе опциями. И это еще без учета Maybach! Кстати, россияне купили 573 лимузина. Такой результат на нашем рынке не снился ни одному конкуренту: ни Rolls-Royce, ни Bentley, ни Maserati.
Состарившийся Audi A8 вышел из серьезной борьбы, приглянувшись лишь 372 покупателям. Hyundai Equus (193 машины) опередил Jaguar XJ (124 автомобиля). Но корейская компания вот-вот выстрелит принципиально новым полноприводным седаном Genesis G90, а вот преемника немолодому «Ягу» пока не видно. Просится на покой и Lexus LS, который заинтересовал всего 36 человек.
ХЛОПАЕМ ДВЕРЯМИ
Что касается недешевых двухдверок, то чаще всего покупатели отдавали предпочтение Mercedes. На дороги выехали 421 купе Е-Класса и 413 — С-Класса. Конкуренты из Ингольштадта ответили 302 проданными А5 и 198 Audi ТТ. BMW не удалось дотянуть и до таких показателей: 237 «четверок» и всего 27 «двушек». Даже Porsche Cayman (53 машины) расходился вдвое лучше! Toyota GT86 (6 шт.) обыграла «близнеца» Subaru BRZ (3 экземпляра), а на Alfa Romeo 4C польстились три автогурмана.
Jaguar F-Type не «взорвал» рынок, но своих поклонников британские родстеры и купе находят
В сегменте премиальных двухдверок не имел равных Mercedes S-Класс Купе (323 машины). Второе место занял Porsche 911, для которого 174 проданных автомобиля — отличный результат. К тому же он выше, чем у главного соперника — Mercedes-AMG GT (65 машин). «Выскочка» из Штутгарта пока не завоевал такого авторитета.
«Шестерки» BMW наблюдали за борьбой фактически со стороны. Что такое 39 проданных машин? Более того, баварцев едва не обошел «нишевый» Jaguar F-TYPE (32 машины). Отметим также 13 выехавших на российские дороги гибридных BMW i8 и 10 американских монстров Chevrolet Corvette.
В сегменте практичных и в то же время невероятно стильных грантуреров всех вновь обставил Mercedes. CLA (645 машин) и CLS (401 шт.) уверенно держатся на двух верхних строчках рейтинга. Причем в модельной линейке присутствуют и универсалы Shooting Brake, которые нашли 37 и 15 покупателей соответственно.
Третье и четвертое места тоже заняли модели одного бренда, на сей раз — Audi. За три квартала продано 367 «пятерок» Sportback и 341 машинa А7.
У BMW в сегменте три представителя, но количество в качество, увы, не перешло. Самая успешная модель марки, 3 Series GT (294 машины), добралась только до пятой строчки. А 5 Series GT и 4 Series Gran Coupe (по 77 автомобилей) пропустили вперед Porsche Panamera (142 шт.).
НАЗЛО КЛИМАТУ
А что происходит в сегменте кабриолетов и родстеров? Обошлось без сенсаций. Mercedes SLC (и его дорестайлинговый вариант SLK) с результатом 72 проданных экземпляра оказался самым востребованным у любителей прокатиться с ветерком. BMW 4 Series Cabrio (56 машин) и Porsche Boxster (47 шт.) пытались конкурировать, но не слишком успешно. За пределами пьедестала — сплошь представители «Большой немецкой тройки»: три Audi, Mercedes, BMW и smart, который, как известно, принадлежит концерну Daimler.
Среди моделей подороже первенствует открытая версия Porsche 911 (67 машин), показавшая вдвое лучший результат, чем Mercedes SL-Классa (34 шт.). Продажи других игроков исчезающе малы. Достаточно сказать, что ближайший преследователь, родстер Jaguar F-TYPE, нашел четырех владельцев.
Итак, катастрофического спада в сегменте дорогих автомобилей нет. Ситуация в общем и целом не отличается от той, в которой оказались массовые бренды. Разве что абсолютные цифры снижения продаж у премиума не такие внушительные. AG
Комментарии