Соответствующий законопроект внесен в Госдуму главой комитета ГД по соцполитике Ярославом Ниловым (ЛДПР).

«Сегодня массовая проблема – управление транспортными средствами водителями, не имеющими полиса ОСАГО. И законопослушный водитель, оформивший полис и признанный потерпевшим в ДТП с водителем без полиса, рискует просто не получить полноценную компенсацию», – пояснил Нилов.
По словам парламентария, согласно предлагающейся схеме, если у водителя есть полис ОСАГО и он признан потерпевшим в ДТП, его страховая компания возмещает ущерб, а затем уже в порядке регресса взыскивает эти средства с виновника. Кроме того, с виновника ДТП будут также взысканы издержки по дополнительной работе юристов.
У страховых компаний есть деньги для реализации упомянутой законодательной инициативы – уверены в Национальном автомобильном союзе. По закону все страховщики вносят 3% от стоимости полисов в единый компенсационный фонд, а это – десятки миллиардов рублей ежегодно. Сейчас этот фонд задействуют только для оплаты ущерба, причиненного здоровью пострадавших (если у виновника нет «автогражданки»). Теперь же организацию планируют привлечь и к компенсации за ремонт поврежденных машин.
Как говорят эксперты, страховой компании задействовать новую схему многократно проще, чем физическому лицу с ее опытом и штатом юристов. Однако страховщикам на сегодня выгоднее продвигать фирменные страховые продукты, в рамках которых предлагается доплатить за полис с расширением на случай ДТП с водителем, у которого нет полиса ОСАГО. То есть законодательное нововведение – не в интересах страховщиков.
Согласно статистике, около 10% автовладельцев (то есть примерно 4 млн человек) не страхуются, даже несмотря на недавнее ужесточение наказания за такое нарушение. А именно, за повторную езду без обязательного страхового полиса ОСАГО штрафы, ранее составлявшие 800 рублей, теперь увеличены до 3000–5000 рублей. Эти изменения стали частью более широкого пакета мер по усилению ответственности за различные нарушения правил дорожного движения. Поправки, напомним, вступили в силу 1 января 2025 года.
При этом при аварии с машиной, которая не застрахована по ОСАГО, невозможно оформить происшествие по европротоколу. Надо вызывать ГИБДД, потом предъявлять претензии виновнику. Это также создает дополнительные неудобства не только для автовладельцев, но и инспекторов ГИБДД.
Таким образом, в случае принятия законопроекта, что очень вероятно, за аварию с не застрахованным по ОСАГО водителем придется расплачиваться Российскому союзу автостраховщиков из компенсационного фонда. Впрочем, Минфин считает, что это неперспективная мера: она может подорвать рынок ОСАГО, значительно увеличить стоимость страховых полисов и число мошеннических схем. «Авто Года» следит за развитием событий.
К списку новостей
Комментарии