Можно ли нарушать правила при предоставлении преимущества спецтранспорту

С сентября вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие наказание за непредоставление преимущества в движении скорой, полиции, пожарным, машинам спецслужб и чиновников с «мигалками». «Авто Года» разъясняет нюансы новой нормы.




Согласно измененным правилам водители обязаны не просто сместиться левее или правее, а перестроиться в другой ряд или съехать на обочину, чтобы пропустить автомобили с включенными спецсигналами, а также машины, которые они сопровождают. Также запрещено следовать за такими машинами в одном ряду на одинаковой скорости и перестраиваться вместе с ними.

Наказание за указанные нарушения серьезно ужесточено. Самые жесткие санкции последуют, если не пропустить автомобили со спецокраской, у которых включен спецсигнал синего и красного цветов одновременно с сиреной, а также сопровождающие их машины. За это накажут штрафом от 7,5 до 10 тысяч рублей или лишением прав на срок от шести месяцев до одного года. До сентября, напомним, наказание ограничивалось штрафом от 4,5 до 7,5 тысячи рублей или лишением прав от трех месяцев до года.

Также на сумму от 7,5 до 10 тысяч рублей накажут за непропуск машин без спецокраски, но с включенными синими и красными маячками. Такие машины есть, в частности, у ФСО, которая обеспечивает проезд важных лиц, а также сопровождает колонны таких машин. За непропуск автомобилей только с синими маячками, к которым относятся в основном машины чиновников, наказание осталось прежним — штраф 500 рублей.

Однако многие эксперты и общественники обратили внимание на то, что в ряде случаев для следования новым правилам водителям приходится нарушать ПДД: например, пересекать сплошную линию, выезжать на красный свет на перекресток, чтобы освободить его, или вовсе выезжать на «встречку».

Напомним, что за пересечение сплошной линии разметки можно получить штраф по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ в размере 750 рублей. Если автомобиль выезжает на перекресток на красный свет, водителю грозит штраф 1500 рублей за первое нарушение, а за второе — 7500 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Также лишением В/У может закончиться выезд на «встречку».

Остается открытым ключевой вопрос: будут ли де-факто выписывать штрафы, если при пропуске спецтранспорта водители вынужденно нарушают правила. Очевидно, что инспектор ГИБДД учтет ситуацию и не выпишет штраф, даже вообще не станет останавливать водителя, вынужденно нарушившего ПДД. Другое дело — фиксация таких нарушений в автоматическом режиме. Автоматика камер по умолчанию зафиксирует нарушение и отправит данные в ГИБДД или другие организации (например, в Москве это МАДИ). На следующем этапе по таким нарушениям будет проведена проверка и вынесено постановление. Однако если из фото или видео не будет четко понятно, что водитель совершил нарушение, пропуская спецтранспорт, штраф все-таки может быть выписан. 


В таком случае остается только обжаловать штрафные санкции в суде в течение 10 дней, и здесь мнимому нарушителю понадобится доказательная база. Лучше всего подойдут данные с видеорегистратора, а потому актуальность этих устройств возрастает. В теории, но не гарантированно, могут помочь также зафиксированные показания свидетелей и фото с указанием даты и привязки к местности. Вот только обеспечить такую базу в ряде случаев проблематично.

Штрафы ГИБДД можно обжаловать онлайн через «Госуслуги». Жалобу рассмотрят в течение 10 дней. Если штраф отменят, а его уже оплатили, деньги вернут. Также можно лично обратиться в отделение ГИБДД или отправить жалобу по почте. Штрафы МАДИ можно обжаловать онлайн через портал Mos.ru в разделе «Услуги» или через электронную приемную правительства Москвы. Наконец, можно отправить обычное письмо или лично обратиться в ведомство.

Как бы то ни было, эксперты говорят о неоднозначности новых норм. Прежде всего в условиях плотного трафика активные перестроения со сменой полосы чреваты ДТП. Есть явные сложности также с видеофиксацией и аргументацией действий водителя. Наконец, не устранено несоответствие в виде отсутствия в КоАП наказания за непропуск машин в колонне с ДПС, хотя в ПДД такое требование появилось. Все эти шероховатости новой нормы хотелось бы в перспективе устранить.

Фото: dreamstime

К списку новостей
array(16) {
  ["ID"]=>
  string(7) "1664433"
  ["CODE"]=>
  string(77) "mozhno-li-narushat-pravila-pri-predostavlenii-preimushchestva-spetstransportu"
  ["DATE"]=>
  NULL
  ["DATE_ACTIVE_FROM"]=>
  NULL
  ["DATE_ACTIVE_TO"]=>
  NULL
  ["NAME"]=>
  string(137) "Можно ли нарушать правила при предоставлении преимущества спецтранспорту"
  ["PREVIEW_TEXT"]=>
  string(498) "С сентября вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие наказание за непредоставление преимущества в движении скорой, полиции, пожарным, машинам спецслужб и чиновников с «мигалками». «Авто Года» разъясняет нюансы новой нормы
" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(47) "/upload/iblock/124/dreamstime_xxl_354501414.jpg" ["DETAIL_TEXT"]=> string(8300) "

С сентября вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие наказание за непредоставление преимущества в движении скорой, полиции, пожарным, машинам спецслужб и чиновников с «мигалками». «Авто Года» разъясняет нюансы новой нормы.




Согласно измененным правилам водители обязаны не просто сместиться левее или правее, а перестроиться в другой ряд или съехать на обочину, чтобы пропустить автомобили с включенными спецсигналами, а также машины, которые они сопровождают. Также запрещено следовать за такими машинами в одном ряду на одинаковой скорости и перестраиваться вместе с ними.

Наказание за указанные нарушения серьезно ужесточено. Самые жесткие санкции последуют, если не пропустить автомобили со спецокраской, у которых включен спецсигнал синего и красного цветов одновременно с сиреной, а также сопровождающие их машины. За это накажут штрафом от 7,5 до 10 тысяч рублей или лишением прав на срок от шести месяцев до одного года. До сентября, напомним, наказание ограничивалось штрафом от 4,5 до 7,5 тысячи рублей или лишением прав от трех месяцев до года.

Также на сумму от 7,5 до 10 тысяч рублей накажут за непропуск машин без спецокраски, но с включенными синими и красными маячками. Такие машины есть, в частности, у ФСО, которая обеспечивает проезд важных лиц, а также сопровождает колонны таких машин. За непропуск автомобилей только с синими маячками, к которым относятся в основном машины чиновников, наказание осталось прежним — штраф 500 рублей.

Однако многие эксперты и общественники обратили внимание на то, что в ряде случаев для следования новым правилам водителям приходится нарушать ПДД: например, пересекать сплошную линию, выезжать на красный свет на перекресток, чтобы освободить его, или вовсе выезжать на «встречку».

Напомним, что за пересечение сплошной линии разметки можно получить штраф по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ в размере 750 рублей. Если автомобиль выезжает на перекресток на красный свет, водителю грозит штраф 1500 рублей за первое нарушение, а за второе — 7500 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Также лишением В/У может закончиться выезд на «встречку».

Остается открытым ключевой вопрос: будут ли де-факто выписывать штрафы, если при пропуске спецтранспорта водители вынужденно нарушают правила. Очевидно, что инспектор ГИБДД учтет ситуацию и не выпишет штраф, даже вообще не станет останавливать водителя, вынужденно нарушившего ПДД. Другое дело — фиксация таких нарушений в автоматическом режиме. Автоматика камер по умолчанию зафиксирует нарушение и отправит данные в ГИБДД или другие организации (например, в Москве это МАДИ). На следующем этапе по таким нарушениям будет проведена проверка и вынесено постановление. Однако если из фото или видео не будет четко понятно, что водитель совершил нарушение, пропуская спецтранспорт, штраф все-таки может быть выписан. 


В таком случае остается только обжаловать штрафные санкции в суде в течение 10 дней, и здесь мнимому нарушителю понадобится доказательная база. Лучше всего подойдут данные с видеорегистратора, а потому актуальность этих устройств возрастает. В теории, но не гарантированно, могут помочь также зафиксированные показания свидетелей и фото с указанием даты и привязки к местности. Вот только обеспечить такую базу в ряде случаев проблематично.

Штрафы ГИБДД можно обжаловать онлайн через «Госуслуги». Жалобу рассмотрят в течение 10 дней. Если штраф отменят, а его уже оплатили, деньги вернут. Также можно лично обратиться в отделение ГИБДД или отправить жалобу по почте. Штрафы МАДИ можно обжаловать онлайн через портал Mos.ru в разделе «Услуги» или через электронную приемную правительства Москвы. Наконец, можно отправить обычное письмо или лично обратиться в ведомство.

Как бы то ни было, эксперты говорят о неоднозначности новых норм. Прежде всего в условиях плотного трафика активные перестроения со сменой полосы чреваты ДТП. Есть явные сложности также с видеофиксацией и аргументацией действий водителя. Наконец, не устранено несоответствие в виде отсутствия в КоАП наказания за непропуск машин в колонне с ДПС, хотя в ПДД такое требование появилось. Все эти шероховатости новой нормы хотелось бы в перспективе устранить.

Фото: dreamstime

" ["DATE_CREATE"]=> string(19) "24.09.2025 13:54:36" ["ICON"]=> NULL ["BLOG"]=> NULL ["NUM_COMMENTS"]=> NULL ["ICO"]=> NULL ["ICO_TEXT"]=> bool(false) ["URL"]=> string(83) "/pdd/mozhno-li-narushat-pravila-pri-predostavlenii-preimushchestva-spetstransportu/" }

Комментарии

?>