Философия совершенства

08.09.2017

В юбилейный для Subaru год о прошлом и настоящем компании рассказывает Константин Круглянский, руководитель департамента маркетинга и планирования продукта
Subaru Motor.

— В 2017 году столетний юбилей отметят более тысячи японских компаний. Среди них и гигант тяжелой промышленности Subaru Corporation. Почему 1917-й оказался в Японии столь урожайным?

— Это результат промышленной революции, которая началась еще в конце XIX века. Все мы помним фильм «Последний самурай» — о тех временах, когда с разрешения императора, который хотел развивать страну и новые технологии, в Японию стали приезжать европейцы. Среди многочисленных компаний, основанных в это время, была и наша. Изначально она создавалась как авиационная и выпускала хорошие самолеты. Subaru и сейчас поставляет запчасти для авиалайнеров, например для Boeing 787 Dreamliner. После Второй мировой войны компанию пришлось создавать заново, и она стала разрабатывать наземные транспортные средства.

Первым продуктом Subaru стал мотороллер под названием Rabbit («кролик»). Для того времени это был большой шаг вперед, ведь Японии, как и многим другим странам, нужно было восстанавливаться после войны. Потом появились прототипы P1 и P1000 — дорогие, с просторным салоном, но перед компанией стояла задача создать машину, которую могли бы покупать обычные люди, — так появился Subaru 360, самый доступный автомобиль на японском рынке, который также экспортировался в США и Австралию. Он покорил сердца очень многих автовладельцев, его ласково называли «божья коровка». Так началось завоевание внутреннего и внешнего рынка. Кстати, первые модели Subaru можно увидеть в некоторых наших дилерских центрах.

Наши машины стали более комфортными, однако мы по-прежнему стараемся использовать опыт раллийных гонок в производстве серийных автомобилей

— Автомобили Subaru в определенной среде имеют статус культовых. Многие с детства помнят телерепортажи о сине-желтой ракете, побеждавшей в ралли-рейдах. Удается ли поддерживать тот имидж и то отношение в наше время?

— Имидж поменялся, но отношение к марке сохранилось. У компании множество поклонников, в том числе и той техники, которая выпускалась много лет назад, ведь это были чрезвычайно надежные автомобили, которые не боялись бездорожья. Сейчас Subaru расширяет свое влияние на рынке и начинает ориентироваться на клиентов другого типа. Наши машины стали более комфортными, однако мы по-прежнему стараемся использовать опыт раллийных гонок в производстве серийных автомобилей. Для нас важно, чтобы по своей сути раллийные машины не так уж отличались от «гражданских». Вспомните знаменитое противостояние Evolution и WRX STI. Компания Subaru всегда использовала тот же симметричный полный привод и оппозитный мотор, что и в гоночных автомобилях, а серийный Lancer не имел ничего общего с Evolution. В наших машинах подвеска до сих пор крепится через подрамник, что обеспечивает высокую энергоемкость, — вот почему на Subaru можно буквально лететь по гравийным дорогам. Поэтому мы считаем, что наши автомобили просто созданы для российских условий эксплуатации.

— Когда-то в сегменте универсалов повышенной проходимости было всего три модели — теперь их намного больше. Однако это не помешало Subaru Outback два года подряд завоевывать звание «Автомобиль года» в этой номинации. Чем объясняется такой успех?

— Да, в сегмент пришли многие, но у моделей всех этих марок либо недостаточный клиренс, либо слишком высокая цена. Нередко производители просто крепят пластиковые накладки и увеличивают дорожный просвет — и пожалуйста, готов универсал повышенной проходимости. У Subaru другой подход. Платформа Legacy Outback строилась с использованием опыта Leone — первой в мире модели с несущим кузовом и полным приводом. Сейчас выпускается Outback уже пятого поколения. И мы не просто поднимаем подвеску, сокращая ее ходы. Мы можем сделать большие ходы подвески благодаря оппозитному мотору, ведь он не только позволяет понизить центр тяжести, но и дает множество преимуществ, в том числе возможность работать с подвеской. Самая главная проблема инженера в подкапотном пространстве — это найти место, чтобы правильно завалить углы подвески, сделать ее энергоемкой. За счет компактности оппозитного мотора все эти вопросы решаются. Outback не просто переделан из универсала, он построен с использованием того колоссального опыта, который мы получили на ралли. К слову, первую победу в ралли Subaru одержал благодаря автомобилю Legacy. На сегодняшний день в сегменте универсалов повышенной проходимости мы лидеры на российском рынке. Наши машины выбирают как альтернативу кроссоверу и даже внедорожнику. За ними будущее, неслучайно многие производители стали выпускать автомобили именно этого класса. С точки зрения геометрической проходимости, кроссоверы востребованы все меньше: дороги становятся лучше, и даже приехать на рыбалку теперь стало гораздо проще. А преимущества универсала перед кроссовером значительны. Во-первых, это площадь фронтальной проекции, то есть аэродинамика. Вы можете с более высокой скоростью и комфортом ехать по трассе, легче совершать маневры и обгоны, тратить меньше топлива. Во-вторых, у нашего Outback клиренс 213 мм и постоянный полный привод, что позволяет комфортно себя чувствовать на легком бездорожье, а кроссоверов с таким дорожным просветом — раз-два и обчелся.

— Российский рынок всегда отличался от западного сравнительно невысокой лояльностью к брендам. Многие автолюбители стремились поездить на машинах разных марок и при смене автомобиля шли в салон другого производителя. Какова эта лояльность у владельцев Subaru?

— У нас одна из самых лояльных аудиторий. Я спрашивал себя почему. Ответ дает простая статистика: средний срок владения автомобилями Subaru дольше, чем машинами других брендов, в России он составляет более пяти с половиной лет. И такая ситуация сохраняется не только в нашей стране, но и во всем мире. При этом продажи автомобилей Subaru в целом растут, благодаря сбалансированному соотношению цены, качества, оснащенности и, конечно, одному из главных факторов — надежности.

— Сейчас многие машины создаются с расчетом на семилетний срок эксплуатации. Как оценивает долговечность своих моделей Subaru?

— Каждый производитель хочет больше продавать. Но это не наш подход. В 1953 году, когда была образована компания, ее основатель Кенджи Кита сформулировал философию: каждый автомобиль Subaru должен быть совершенен. До сих пор японцы следуют этому правилу: они чтут традиции. В Японии не могут делать ненадежную машину — с тем расчетом, чтобы ее хватило на короткий срок эксплуатации. Кстати, компания Subaru, единственная в мире, никогда не нанимает тест-пилотов — все новинки тестируют инженеры, для которых в компании есть школа водительского мастерства. Инженеры думают не о том, чтобы машину было легче продать, — они заботятся о том, чтобы она была комфортной в использовании. К сожалению, в автосалоне клиентам непросто оценить автомобиль с точки зрения повседневной эксплуатации. Их внимание сосредоточено на дизайне, списке опций и ценовом предложении. Осознание уже сделанного выбора приходит лишь через несколько месяцев после покупки — владелец машины начинает ценить совершенно другое: широко ли открываются задние двери, какова обзорность, удобство посадки, преимущества в условиях ежедневной эксплуатации и так далее. При выборе автомобиля обязательно нужно делать тест-драйв, чтобы хоть немного ощутить все эти качества Subaru. Тогда вы сразу отдадите должное великолепной видимости, оптимальным размерам салона (даже в небольшом по современным меркам Forester места сзади больше, чем у конкурентов), вместительному багажнику, 220 мм клиренса, защищенным порогам — вы никогда не испачкаетесь.

— На какой пробег рассчитаны горизонтально-оппозитный мотор и трансмиссия-вариатор?

— В любом случае на гарантийный срок — три года или сто тысяч километров пробега. Также мы предлагаем программу Overtime, продлевающую гарантию еще на один или два года. В остальном срок службы зависит от владельца. У меня есть знакомый, который проехал восемьсот тысяч, и у него все в порядке. Недавно была интересная история. В Карелии водитель провалился под лед во время зимней рыбалки — к счастью, никто не пострадал, но Subaru Legacy 1993 года выпуска пролежал в воде несколько месяцев. Весной машину достали — и она завелась! Вскоре мотор «стукнул», но факт остается фактом: он запустился после месяцев, проведенных под водой.

— Обслуживать ваши машины может не каждый автосервис. В каких городах есть дилеры Subaru?

Subaru 360 покорил сердца очень многих автовладельцев, его ласково называли «божья коровка». Так началось завоевание внутреннего и внешнего рынка

— У нас сорок семь дилерских центров, мы представлены во всех городах-миллионниках. Наши дилеры есть не только в Центральной России, но и на Урале, в южных регионах, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Белоруссии.

— Самый доступный автомобиль в вашем модельном ряду — это кроссовер XV за 1 809 900 рублей. Цена автомобиля приближается к премиальному сегменту. Легко ли находить клиентов при нынешней ситуации на рынке, когда львиную долю продаж составляют бюджетные модели?

— Нелегко. Мы считаемся нишевым продуктом, но уверены, что это не так. Автомобили Subaru идеально подходят для наших дорог благодаря клиренсу, надежности, управляемости. Мы уверены в большом потенциале Subaru на российском рынке. Наши конкуренты зачастую предлагают переднеприводные «аналоги» за меньшие деньги. Мы же уверены в необходимости полного привода для любого автомобиля. Да, наши машины дороже, чем у массовых брендов, но при этом они лучше.

— Недавно ваша марка сообщила о внедрении новой системы безопасности EyeSight. В чем ее особенность? Когда и на каких автомобилях она появится?

— Система EyeSight включает в себя шесть функций, в том числе адаптивный круиз-контроль. Она следит за усталостью водителя, подруливает в полосе, сигнализирует о пересечении разметки. Очень полезная функция — система экстренной остановки при неожиданном препятствии. Особенность EyeSight в том, что она работает на очень высокой максимальной скорости и полностью основана на стереокамерах, там нет датчиков. По сути, это еще одна пара глаз для водителя.

Также мы добавили очень полезную функцию: при движении задним ходом машина автоматически остановится даже перед небольшим препятствием (например, парковочным столбиком) и не даст поцарапать бампер. В мире вышло уже третье поколение системы EyeSight. В России она не появилась раньше, так как мы два года ее тестировали, в том числе зимой в Ханты-Мансийске, при температуре ниже сорока градусов. Теперь мы уверены, что электроника будет работать при любых погодных условиях, и гарантируем автоматическую остановку перед препятствием на скорости до 50 км/ч, хотя некоторые владельцы утверждают, что система срабатывает и на 90 км/ч.

— В вашем модельном ряду есть «заряженные» WRX и WRX STI. «Обычная» Impreza в нашей стране сейчас не представлена. Планируете ли вы предложить россиянам Impreza нового поколения, европейская премьера которой запланирована на сентябрь? Что это будет за машина?

— Impreza — это автомобиль С-класса. Все наши модели собираются исключительно в Японии, у нас нет локального производства в России. По этой причине цена на Impreza довольно высокая. Нам бы хотелось вернуть эту модель на российский рынок, но пока у нас нет конкретных планов на этот счет. Зато WRX теперь доступен не только с МКП, но и с вариатором. Эта версия — отличный вариант для города.

— Когда-то в вашем модельном ряду был большой кроссовер Tribeca. В США вскоре начнутся продажи семиместного кроссовера Ascent. Стоит ли ждать его появления в нашей стране?

— Мы видим перспективы для этой машины на российском рынке. Ascent способен заинтересовать с точки зрения компоновки салона: у него во втором ряду два места. Впятером мы ездим на машине нечасто, а для четверых Ascent предлагает максимальный комфорт. Складной задний ряд — это полноценный трехместный диван, то есть мы получаем комфортный семиместный салон. Более того, новинка обещает новый уровень качества и дополнительного оборудования, а также достойную линейку двигателей.

— Какие новинки Subaru мы увидим в салонах российских дилеров в ближайшее время?

— У нас выходит совершенно новый Subaru XV. Мы представим его в четвертом квартале этого года, и вместе с ним — систему EyeSight. Модель построена на новой модульной платформе Subaru Global Platform, основное отличие которой — очень высокая жесткость кузова, на 70 % выше, чем у предыдущей платформы. Машина уже наделала много шума в Японии: при проведении краш-теста XV набрал максимальное количество баллов в истории (www.nasva.go.jp/mamoru/en/car_detail/209). В США автомобиль получил приз за лучший интерьер года по версии журнала (www.subarumoscow.ru/news/1116/).

— И в завершение разговора расскажите о фильме «Малыш на драйве». Говорят, в нем фигурировал ваш спорткар...

— Это молодежный, семейный фильм, в котором много музыки, а главный герой носится на WRX с бешеной скоростью. Все наши поклонники уже видели это кино, мы даже устраивали отдельный показ. Посмотреть его стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть, как WRX совершает очень интересные маневры, которые, разумеется, не стоит повторять: на съемочной площадке их выполняют профессиональные каскадеры. AG

К списку интервью

Комментарии