«Рейтинги» – это большое размышление потребителя»

28.11.2022

В ноябре стартовал ежегодный всероссийский исследовательский проект «Рейтинги Авто Года – 2022». Почему автолюбителям именно сейчас будет интересно принимать участие в составлении рейтингов лучших машин и какое значение проект имеет для развития российского автомобильного рынка, рассказывает Владимир Безукладников, руководитель Национальной Премии «Автомобиль года в России».

– Национальная Премия «Автомобиль года в России» существует 22 года. В рамках Премии исследовательский проект «Рейтинги» появился 9 лет назад. В чем смысл появления такого дополнительного исследования?

– Дело в том, что каждый год ежегодный цикл нашего основного опроса Премии, когда люди голосуют за лучший автомобиль в категории, фактически длится полгода. Чтобы наша аудитория не «остывала», мы решили каждый год, вскоре после объявления результатов Премии, проводить исследовательский проект «Рейтинги». Это более глубокое изучение не только мнения потребителей, но и их потребительского поведения. В Премии основной лейтмотив – выбрать лучший автомобиль в каждом рыночном классе. Но человек покупает автомобиль по более широким принципам соответствия своим потребностям. В проекте «Рейтинги» мы решили разделить автомобили по близким для потребителей категориям: таким как, например, лучший семейный, надежный мужской или женский автомобиль.

– Но почему это важно для потребителя?

– Выбор автомобиля – это всегда волнующий и, добавлю, приятный момент. В ходе выбора такой значимой покупки человек обычно проделывает большую работу: анализирует информацию от дилеров, экспертов рынка, друзей и знакомых. Но при этом он исходит из своих конкретных потребностей. И в «Рейтингах» как раз широко применяются такие оценочные критерии. То есть, по сути, «Рейтинги» – это большое размышление потребителя, которое дает более значимый материал для обсуждений, выводов, формирования представления об актуальных рыночных тенденциях. Например, важно, что в каждой категории голосования человек выбирает не один, а три автомобиля и потом их ранжирует по своему личному рейтингу.

– Чем проект «Рейтингов» выделяется в текущем году?

– Каждый год имеет свою актуальность развития. В текущем году на российском авторынке происходят, можно сказать, тектонические изменения. Кто бы мог подумать, что рынок будет меняться так радикально! Как потребителям, так и участникам рынка сейчас особенно важен ориентир в нынешних условиях трансформации. Я бы хотел всех успокоить, что автомобильный рынок в России будет продолжать развиваться, мы видим, что здесь наблюдаются новые тенденции, которые как раз и являются предметом наших исследований. Это, прежде всего, динамично развивающийся китайский сегмент, который забирает значимую долю рынка и показывает рекордные результаты продаж. Также это рынок подержанных авто, роль которого возрастает. Ну и даже в условиях дефицита остаются продажи новых машин. Одни автопроизводители, громко хлопнув дверью, ушли с нашего рынка, но есть компании, которые продолжают продажи. И всем этим наблюдающимся трансформациям очень важно сейчас уделять исследовательское внимание.

– Почему рядовому потребителю интересно принимать участие в проекте «Рейтинги»?

– Для этого есть несколько важных причин. Во-первых, человеку интересно разобраться самому в своих предпочтениях, а также узнать, что думают другие. К нам приходит много автолюбителей, которые имеют богатый опыт, у них есть экспертное мнение. Такие автовладельцы с большим удовольствием принимают участие в наших опросах. Это те самые люди, которые в частных беседах охотно рассказывают нам о преимуществах и недостатках конкретных моделей, они считают важным помочь разобраться в этом вопросе другим. Таких автолюбителей на самом деле не так уж и мало, и большинство из них, если не все, приходит к нам. Ну и другая мотивация участия – попытать счастья и получить возможность выиграть призы. Это не первично, но подобная мотивация среди участников исследования тоже присутствует.

– В чем значимость проекта «Рейтинги» для автомобильного рынка, как он может повлиять на его развитие?

– Наш исследовательский проект помогает приходить к пониманию того, что произошло и происходит на авторынке, позволяет предсказать важные тенденции. Скажем, иностранная компания-новичок хочет прийти в Россию и продвигать свой продукт. Ей очень важно понимать реакцию потребителей, ведь их отклики определяют судьбу любого бренда на рынке. Если какая-то модель оказывается в конце списка потребительских предпочтений – это повод задать вопрос о том, что тут не так? И наоборот, если продукт в топе рейтингов, то это значит очевидное подтверждение правильности выбранного курса. Итоги наших исследований открыты для всех. Для оглашения результатов мы проводим большую пресс-конференцию в ТАСС, дискутируем, общаясь с аналитиками и социологами. Выводы таких исследовательских проектов очень важны для рынка, они позволяют слышать потребителя, понимать, что ему важно.

– Напомните, пожалуйста, тайминг и процедуру проведения опроса «Рейтинги» в этом году?

– В этом году голосование в проекте «Рейтинги» проходит до 10 января 2023 года. Результаты мы планируем объявить на специальной пресс-конференции в ТАСС 26 января 2023 года. Приглашаю всех желающих принять участие в голосовании на сайте https://rating.autogoda.ru/. Поделитесь своим мнением, оно сейчас особенно важно для российского автомобильного рынка!

К списку интервью

Комментарии