Чем китайские авто смущают покупателей?

22.11.2022

Проблемы с поиском запчастей, малолитражные двигатели, роботизированные коробки передач. Китайские автомобили все еще отличаются набором «детских» болезней, притом что уровень доверия к ним в России растет. Об этом рассказывает Михаил Мартынов, директор по развитию сети «Кореана» (запчасти и сервис для корейских автомобилей), с которым мы поговорили в рамках исследовательского проекта «Рейтинги Авто Года», одной из задач которого является оценка перспектив развития автомобилей из КНР на российском авторынке.

– Многих участников рынка удивляет резкий рост продаж китайских автомобилей в России. Да, понятно, что из-за санкций на российском рынке сейчас наблюдается серьезный дефицит новых машин. Есть, на ваш взгляд, еще причины, почему представители китайского автопрома в последнее время наращивают свои поставки в РФ?

– Резкий рост продаж китайских автомобилей начался в прошлом году. Показатели тогда выросли более чем в два раза. В тройке лидеров среди китайских марок сегодня Chery, Geely и Haval. Это современные автомобили с понятным качеством, с адекватным подбором запчастей и приличной гарантией. Их успех связан с несколькими факторами: низкая стоимость, широкая комплектация. Еще один немаловажный фактор – формируемая привычка потребителя к имеющимся брендам. Если в середине прошлого десятилетия китайские автомобили покупали «ранние последователи», то сейчас уровень доверия вырос, и большинство готово рассмотреть для покупки автомобиль брендов из Поднебесной.

– Но все же, есть ли недостатки у китайских машин?

– Среди недостатков в первую очередь я бы назвал сложности с подбором и покупкой запчастей. Данный вопрос к китайским автомобилям был основным еще несколько лет назад. Сейчас в моделях «большой тройки» такие проблемы стали реже, а вот у других марок еще сохраняются. Покупателей китайских автомобилей также смущают малолитражные турбированные двигатели на кроссоверах и роботизированные КПП. Но если смотреть статистику, то я, по крайней мере, не сталкивался с массовыми случаями поломок данных агрегатов. Что касается качества китайских автомобилей, то оно отстает от лидеров мирового автопрома. Даже у автомобилей большой китайской тройки в России есть «детские болячки». Китайские автопроизводители достаточно часто устанавливают на заводские модели еще «сырые» электронные системы и помощники.

– Что может повысить уровень потребительского доверия в РФ к китайским автомобилям?

– На мой взгляд, китайские производители относятся к российскому рынку достаточно серьезно, в том числе локализуют производство непосредственно в России или соседних странах. Например, Haval имеет собственное производство по полному циклу в России, а сборка Geely для российского рынка ведется в Белоруссии. На сегодняшний день уже сформировалась широкая сеть дилеров, которая работает с основными китайскими марками. Важным фактором для формирования и повышения уровня потребительского доверия является клиентоориентированность: развитие клиентского сервиса, единых стандартов для дилерских центров. Отдельно хотелось бы остановиться на гарантии. Официальные дилеры сегодня предоставляют широкую гарантию на новые китайские автомобили сроком от 3 до 5 лет. Это также является одним из критериев «за» в пользу повышения уровня потребительского доверия. При этом часто покупатели сталкиваются со случаями, когда дилеры уклоняются от гарантийных обязательств. Вот один из примеров. На автомобиле некоего уважаемого китайского бренда перетерлись трубки кондиционера о раму. Дилер в ремонте отказал, сославшись на механическое повреждение по вине водителя. Вывод: китайским автопроизводителям необходимо работать над минимизацией необоснованных отказов по гарантии, а также стандартами гарантийного обслуживания.

– Что можно сказать о судьбе российских автопроизводителей в связи с наплывом китайских машин? Сможет ли тот же АВТОВАЗ в ближайшем будущем успешно конкурировать с китайскими машинами?

– Сейчас АВТОВАЗ и «китайцы» не являются прямыми конкурентами, поскольку работают в разных ценовых категориях. АВТОВАЗ поставляет авто для эконом-сегмента, а китайские автомобили сейчас играют исключительно в классе «кроссоверы», цена у дилеров стартует от двух миллионов рублей. При этом они расширяют свою линейку, выделяя марки для премиума. В целом сегодня на рынке много места и мало предложения. Клиентов на всех хватит. Если АВТОВАЗ хочет конкурировать на равных и выходить в новые сегменты, то ему необходимо совершенствовать свой продукт и разрабатывать новые платформы, внедрять новые технологии, в первую очередь в области безопасности и комфорта.

– Почему большинство китайских автопроизводителей все еще ведут себя осторожно по отношению к России? Насколько легко западные производители смогут вернуться на российский авторынок, в случае если санкции ослабнут, будут ли они в состоянии вернуть себе занятые китайцами рыночные ниши?

– Сегодня в России появляются десятки новых дилеров китайских автомобилей, что можно назвать полноценной экспансией. Но в основном это касается крупных производителей, которые давно вышли на российский рынок. Действительно, скромничать могут малоизвестные бренды. Это объясняется опытом компаний, провалившихся на российском рынке. Текущая нестабильная макроэкономическая ситуация и необходимость больших инвестиций по организации дилерской сети, строительству складов, налаживанию логистических цепочек останавливает многих производителей от масштабных действий. Что касается западных производителей, то вернуться на российский рынок будет сложно тем, кто официально заявил об уходе. Чем больше пройдет времени, тем сложнее возвращение, главным образом из-за подорванного доверия. На мой взгляд, вернуться они смогут, но прежнюю долю рынка уже не займут.

К списку интервью

Комментарии

23 Ноября 2022 Александр хрищанович
Рейтинг комментария 0

ну да. потребитель хочет автомат на 8-9 ступеней...