Итак, давайте разберемся, что это за знак и зачем он нужен. Его стали активно использовать в 1990-е годы, когда в нашей стране шипованные шины перестали быть откровенным дефицитом. По задумке он должен был спасти зад автомобиля с шипованными шинами от лихача, который на шипы не накопил. По логике все верно: тормозной путь на шипах существенно короче, чем без них. Только с одной оговоркой: исключительно на льду. На сухом асфальте или на снегу все может быть иначе. Даже, скорее всего, будет иначе.
Еще пару лет назад ни один автолюбитель и подумать не мог, что его станут штрафовать, если он не повесил на корму своей машины архаичный треугольник с литерой «Ш». Но стали. Сегодня, если знака «Ш» нет, инспектор может инкриминировать вам нарушение п. 12.5 ч. 1 КоАП — невыполнение условий по обеспечению безопасности дорожного движения. И в его власти просто запретить вам двигаться дальше — пока соответствующая неисправность не будет устранена, то есть пока вы не поместите на автомобиль этот знак. То есть оплатите штраф в 500 рублей и бегите в ближайший магазин.
Теперь самое интересное: вы можете купить наклейку, нанести ее на заднее стекло, крышку багажника или даже бампер, но инспектор скажет, что нарушение не устранено. И не потому что место выбрано неправильно. На наклейку есть ГОСТ: каждая из сторон треугольника должна иметь не менее 20 см в длину. Там есть и другие требования, но они менее важны. Проще говоря, вряд ли инспектор станет высчитывать пропорции белого фона и красной каймы, а вот измерить линейкой длину вполне может. Как вы понимаете, большинство наклеек, которые продают в магазинах, существенно компактнее. А значит, вы не обеспечиваете безопасность дорожного движения.
А теперь включаем логику. В нашей стране принят закон об обязательном использовании сезонных шин. То есть в декабре, январе и феврале вы обязаны ездить исключительно на зимних шинах. За нарушение этого закона и должен быть штраф. Любой разработчик шин вам скажет: что шипованные шины и так называемая «липучка» работают по-разному. И в зависимости от конкретных погодных условий тормозной путь у фрикционных шин может быть существенно короче, чем у «шипов». Следовательно, в знаке «Ш» никакой особой необходимости нет. Собственно, кому и о чем он должен рассказать?
Мне очень хотелось бы побеседовать с теми, кто на законодательном уровне принял решение об административной ответственности за отсутствие знака «Ш». Такое ощущение, что их знания о технологии производства и работы зимних шин остались в начале 1990-х годов, когда водители выбирали между «Снежинкой» и «БЦ». Хотелось бы побеседовать и с теми, кто обязал инспекторов ГИБДД выявлять нарушителей и выписывать им протоколы. При откровенном дефиците патрулей ГИБДД инспекторы, которые должны обеспечивать именно безопасность на дорогах, занимаются бумажным «мартышкиным трудом».