Что дешевле: такси, каршеринг или личный автомобиль?
Сегодня активно продвигают идею, что использовать такси или машины каршеринга в столице выгоднее, чем содержать свой автотранспорт. Но так ли это? Я вооружился калькулятором и готов поделиться своими выводами. Отмечу, что это — не исследование, а исключительно личное мнение. За основу я взял свои ежедневные маршруты и рассчитал, как ударит по кошельку год езды на такси, каршеринге и личном автомобиле. Итак, перед тем, как складывать и умножать, вот некоторые вводные: расходы я буду считать, как владелец машины B-класса (чтобы сравнение с такси и каршерингом было корректным), и мой ежегодный пробег около 17 000 км.
Итак, считаем такси. Официально стоимость одного километра у самого популярного перевозчика 9 рублей. Это лишь на бумаге. Расстояние от «Чистых прудов» до «Речного вокзала» 20 км, и по идее поездка на такси должна обойтись в 180 рублей. Но давайте смотреть правде в глаза: меньше 600 рублей за этот маршрут я не платил ни разу. Ведь ни один таксист не повезет по многочисленным пробкам себе в убыток, то есть учитывается и время в пути. Делаю вывод, что по факту реальный тариф такси с учетом московского трафика — это в лучшем случае 30 рублей за километр. Теперь подсчитываю свои поездки на неделю. От дома до работы и обратно 22 км. Итого в день — 660 рублей, в месяц 14 500 рублей, в год — 174 000 рублей. Это, естественно, только рабочие дни. Теперь прибавляем выходные, которые с семьей мы проводим на даче, туда-обратно 110 км. На этот год приходится 105 выходных дней (праздничные дни я исключил). Значит 11 500 км я накатываю в год до дачи. Если ездить на такси, то это обойдется 345 000 рублей. Я не стану учитывать поездки в магазин, в гости, в аэропорт и т.п. Остановлюсь на очень грубой цифре в 520 000 рублей. Такова цена моих поездок на такси в год на сравнительно качественном перевозчике. Но это очень дорого!
Идем дальше. Каршеринг. Тут просто надо пересчитать мой пробег в минуты, ведь в системе каршеринга именно поминутная оплата. Итак, до работы путь в среднем занимает 35 минут, обратно 25. Словом, 1 час в день, 22 часа в месяц и 264 часа в год. Это 15 800 минут. Умножаем на сравнительно бюджетный тариф в 10 рублей за минуту и получаем 158 000 рублей. Подешевле, чем такси, но несущественно. А ведь машину каршеринга еще надо искать, потом думать, где оставить. И все риски, от штрафов по ДТП вы берете на себя. Поездки на дачу на машине каршеринга я оценил в 126 000 рублей. Заметно выгоднее такси, но… это утопия. Каршеринг для таких маршрутов в принципе не подходит, поскольку действует масса ограничений: где можно оставлять машину, а где нет. Ну не могу я рядом с дачным домом «бросить» арендованную машину.
Частный автомобиль. Я не буду учитывать стоимость самого автомобиля, возьму лишь цифру амортизации в год. Для машин B-класса она составляет около 50 000 рублей. Считаем затраты дальше: за 17 000 километров пробега я потрачу 30 000 рублей на топливо, примерно 10 000 рублей на ОСАГО, оплачу 2 500 рублей за транспортный налог и 10 000 рублей отдам за плановое ТО. Итого 102 500 рублей. Согласен, что нужно добавить еще несколько расходов, и тут у меня все ходы записаны. За этот год я потратил 4000 рублей на мойку, 1000 рублей на платную парковку, 4000 рублей на сезонный шиномонтаж, и 1500 рублей ушли на оплату штрафов. Добавляем еще 10 000 рублей. КАСКО у меня нет, но если бы я страховал, то это еще 50 000 рублей. Итог: 112 500 рублей. Конечно, у каждого автолюбителя свой набор расходов, кто-то моет машину чуть ли не каждый день, кто-то регулярно оставляет в зоне платной парковки. Но я сразу отметил, что буду считать именно свой вариант эксплуатации машины.
Пора подвести итог. Передвигаясь целый год на такси, мой кошелек похудел бы на 520 000 рублей, каршеринг оказался в принципе неподходящим вариантом, но и он бы обошелся в 284 000рублей, а частный автомобиль для меня обходится в 112 500 рублей в год.
Когда в рекламных объявлениях вам вешают лапшу на уши, мол, зачем вам нужен личный автомобиль, когда такси — это дешево и удобно, просто возьмите в руки калькулятор. Если же говорить о каршеринге, то это, увы, не средство передвижения на каждый день из-за целого ряда ограничений. Скорее это один из небольших элементов глобальной транспортной системы города, и с частным автомобилем они не конкуренты. Словом, личную машину еще рано списывать со счетов!