Какой твой цвет?

Сколько оттенков различает человек? Ученые считают, что около одного миллиона. Впрочем, есть люди, у которых в глазах есть дополнительный вид колбочек, позволяющий улавливать на два порядка больше оттенков. А есть и те, чей глаз с трудом различает 10 000 оттенков.

4b5b0175e091db6d1e40029e6f815f15.jpg

Впрочем, есть и другие парадоксы: красно-зеленые и сине-желтые тона человек без использования специальной техники не способен полноценно фиксировать. Все дело в работе мозга, который так устроен, что клетки глаза не могут одновременно обработать информацию некоторых комбинаций цветов. Поэтому информация воспринимается проще и глаз видит только какой-то один из двух представленных цветов. 
 
А еще большинство современных ученых считает, что у каждого человека свое абсолютно индивидуальное восприятие цвета. Возможно, этим фактом сегодня можно объяснить один случай, который произошел в далеком 1961 году. Тогда компания General Motors разработала концепт-кар XP-755 или, как его еще называли, «серо-голубая акула». Так вот, с формами автомобиля все понятно, они действительно походили на акулу-мако, но предметом обмана стал не сам автомобиль, а стиль окраски. Руководитель дизайнеров Билл Митчелл распорядился покрасить концепт так же, как чучело настоящей акулы-мако, пойманной им на рыбалке и висящей на стене в кабинете. То есть темная серо-голубая верхняя часть плавно переходила в светлый низ. Дизайнерская группа упорно билась, чтобы этот цветовой переход на кузове автомобиля выглядел красиво и совпадал по оттенкам, но у них ничего не получалось. Вернее, получалось, но на акулу главного дизайнера это никак не походило. В итоге они решили поступить проще: похитили чучело из кабинета и перекрасили его так, как смогли выкрасить машину. Билл Митчелл не заметил подвоха и остался доволен работой. Ну или, по крайней мере, сделал вид, что ничего не произошло.


13500226e91d3473aa6b3c41ede3384a.jpg


Современная автомобильная индустрия использует десятки тысяч цветовых решений для окраски кузова. Но, как вы уже поняли, цвет машины должен понравится максимально большому количеству потенциальных покупателей. Конечно, есть беспроигрышные варианты: черный, белый и серебристый. Эти три цвета лишь меняют места на «пьедестале почета», оставаясь многие годы самыми популярными у автовладельцев. К примеру, по итогам прошлого года самый популярный — белый. Однако, белый цвет кузова никогда не бывает просто белым. Вам это скажет любой специалист по окраске автомобилей. Подобрать ремонтный белый или черный цвет и попасть в заводской оттенок непросто. То же самое можно сказать и про серебристый. Однажды мне довелось пообщаться с маляром, который признался, что, на его взгляд, ремонтируя машины, он ни разу не попал идеально в тон, но никто из клиентов этого не заметил. Возможно, у него есть тот самый уникальный набор дополнительных колбочек, расширяющих восприятие цвета.
 
Раз уж заговорили о цветах, то давайте приведу европейскую статистику за 2016 год: 

  • белый — 27%;
  • черный — 20%;
  • серый — 17%;
  • серебристый — 11%;
  • синий — 9%;
  • красный — 6%;
  • бежевый — 5%;
  • остальные — 3%;
  • зеленый — 1%;
  • желтый — 1%.
А теперь давайте поговорим о фирменных цветах. Вернее, о том, как автомобильные производители выбирают фирменный цвет. Конечно, сейчас все вспомнят фразу Генри Форда, что автомобиль должен быть черным. Но создатель автомобильного конвейера выбрал этот цвет лишь по одной причине: на тот момент быстросохнущая эмаль была лишь черная.


5eb65af74eb0f3f34f8c6b623f146a5f.jpg


Возьмем марку Ferrari и ее фирменный красный цвет. А ведь ее «фирменный цвет» мог вполне оказаться черным. Дело в том, что на спортивных состязаниях в начале прошлого века рекомендовали всем участникам использовать персональные цвета, чтобы зрителям на трибунах было понятно, между какими машинами завязалась борьба. Германия — белый, Британия — зеленый, Франция — синий, и так далее. Такое распределение было недолгим, поскольку к гонкам присоединялись новые страны и цветов в палитре уже не хватало.


b22671458b05699a4986bf08e0e49fc0.jpg


Несмотря на то, что Германия участвовала в гонках на белых машинах, очень скоро он заменился на серебристый. Если верить историкам, на одной гонке их болид не проходил по регламенту, поскольку весил на 1 кг выше нормы. Механики ободрали всю краску, заставив его «похудеть». Ну а уже позднее появилось и название «серебряные стрелы». 
А вот фирменный желтый у Lamborghini особого отношения к спорту не имеет — просто производителю очень хотелось выделиться на Женевском автосалоне. И в 1967 году они там показали модель Miura именно в таком окрасе.

ffd037521e5b69903806d646b56cf8b2.jpg


Сегодня уже все сложнее говорить именно о фирменном цвете. Да, британцы по-прежнему не отказываются от зеленого, у Subaru сохраняется ярко-синий, но зачастую выводя на рынок новые модели, им тоже присваивают новый фирменный оттенок. Вспомните апельсиновый Ford Focus ST или Ford Focus RS, напоминающий лайм, оранжевую Subaru XV или ярко-зеленую Lada Vesta. Конечно, среди покупателей находятся те, кто покупает машины в этих цветах, но все же подавляющее большинство предпочитает спокойные оттенки. Не так давно Ford перестал красить Focus в ярко-красный цвет. Как выяснилось, из-за крайне низкого спроса. Уходят от кричащих оттенков и другие производители машин. Но любителям выделиться в сером потоке опасаться нечего — ведь можно нанести виниловое покрытие. И перефразируя Генри Форда: «Покупатель может выбрать любой цвет при условии, что он покупал черный автомобиль».