Автомобильный блогер — новый тренд или старая песня?

«Мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси,
а все солво цликеом»


В одной специализированной группе соцсети развернулась полемика. Ругались с пеной у рта: можно ли считать блогера журналистом? С одной стороны, я не хочу выносить сор из избы – в конце концов, какая разница, кем считать блогера. Но с другой, если смотреть на цифры, то у блогеров миллионы подписчиков, они в тренде, дают рекомендации… Да черт возьми, у них уже и «совет блогеров при Госдуме» появился. Хотя если при наших законодателях появится «совет одиноких домохозяек», то я не удивлюсь. Советоваться — наше все!

c82d5bf93b34b0f0db3eac292be3856a.jpg


























Сейчас приведу одну цитату из «золотого века» автомобильной журналистики, и многое станет ясно. Принадлежит она Джереми Кларксону: «Читатель, не впадай в отчаяние. Если хочешь присоединиться ко мне в поедании черной икры и распивании шампанского Krug — начни вести небольшую колонку про автомобили в каком-нибудь задрипанном журнальчике или газете. Автопроизводители затем начнут бороться за то, чтобы вы писали про их продукцию чаще, чем про другие машины. Именно они оплатят ваши билеты в первом классе, вертолеты и фуа-гра, отель Carlton и разъезды по Китаю. И чтобы вы не забыли, с кем и куда летали, они дарят телефоны, портфели, кепки, виски, рыбу и т.д. В Британии живет 56 миллионов людей. За вычетом тех, кто слишком молод, и тех, кто надел ботинки марки «прощай, молодость», остается миллионов 40. Вычтем для верности и тех, кто не умеет читать-писать. Останется человек шесть. Сомневаюсь, что среди них найдется хоть один, кто не продаст своего родного сына в рабство, чтобы получить такую работу, как у меня».

9322920fdf8558dd39894efb9f0e177c.jpg




















Разумеется, в нашей стране гораздо больше людей, умеющих читать-писать. Благо в школе Пушкина и Достоевского проходили. Только вместо колонки в задрипанном журнале появилась масса нового продукта: от фотоотчетов в соцсетях до любительского видео в YouTube. И все это дает возможность присоединиться к Кларксону в поедании черной икры. В журнал, даже в задрипанный, попасть непросто. Нельзя прийти и сказать: мне нравятся машинки, хочу у вас работать. А если и возьмут, то будут требовать придерживаться стиля, выдерживать объем и сроки, и даже… редактировать. Ведь главный недостаток всех муз — это правка главного редактора.
Но если отправляться в одиночное плавание, то нужна аудитория. Когда блогер говорит, что подписчиков он собрал сам, то, скорее всего, лукавит. Чтобы собрать миллион постоянных читателей или зрителей, мало сделать красивые фотокарточки и написать незатейливый текст. Не прокатит и видеосюжет с рассказом о новом автомобиле. Нужна провокация в виде разбитых тачек, подстав, разоблачений. Словом, необходим механизм известной телепередачи «Интриги, скандалы, расследования». Или папины бабки. За деньги можно купить подписчиков, рейтинг, цитируемость. Но что дальше? Слава и успех?
 
А дальше я попытаюсь сравнить работу блогера и профессионального журналиста. Для этого мне придется немного приоткрыть завесу тайны работы любой редакции. Там есть главный, который определяет политику и стиль подачи любого слова. Он умный и знает, что нужно потребителю его продукта. Он отвечает и за тактику, и за стратегию. От его работы и правильных решений зависит эффективность, популярность и коммерческая привлекательность продукта. Блогер — это, увы, зеркало современного общества, спешащего к примитивизму. 

c16ea9b7a76501415eddb2c89b4ebaf4.jpg































«Мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом». Вы же без проблем прочитали фразу? Так зачем нам правила русского языка? Давайте писать, как попало! Я не хочу сказать, что блогеры — это необразованные люди. Я с огромным удовольствием смотрел в Сети сериал, который делал автомобильный криминалист, следил за кругосветкой на мотоциклах и за реставрацией винтажного автомобиля. Но эти люди не называли себя блогерами, хотя формально таковыми и являлись. Им просто хотелось поделиться информацией. Они не цеплялись за рейтинг и не покупали «лайки». И к жуткому сожалению, я посмотрел несколько видеообзоров самых модных сегодня автомобильных блогеров. Я понял, что потратил время впустую — ценность информации близка к нулю. Формат: «Я потер с пацанами у подъезда за тачки». 

Однако, блогеры — это явление массовое. И главное — модное. Некоторые автомобильные компании уже устраивают специальные мероприятия для блогеров, приглашают их в пресс-туры и дают тестировать машины. При этом просчитать эффективность от этих «движений» они не могут. Отшучиваются: просто модно! Увы, но доступность информации рано или поздно приведет к размытию границы между профессионалами и любителями. Да она уже привела. У профессионалов козыри — это знания и владение ремеслом, у любителей — умение ловко встраиваться в новые каналы передачи информации. Кто победит — вопрос спорный. 

Если честно, эту колонку я задумал вовсе не для того, чтобы глубоко копаться в  «грязном белье» журналистов и блогеров или подсчитывать, у кого сколько скелетов в шкафу и как они зарабатывали рейтинг. Мне, прежде всего, интересен ваш взгляд на сложившуюся ситуацию, а, может, даже прогноз. Жду комментариев.