Привет, мото!

Сезон открыт! По крайней мере в Москве. Затарахтели, зажужжали и стали просачиваться между рядов для одних любимые, для других ненавистные мотоциклы. В Сочи сезон толком и не закрывали, в Краснодаре мотоциклы поехали месяц назад, а в Сургуте не поедут еще месяц. Возможно, поэтому официально мотосезон принято открывать в мае, чтобы как можно больше клубов и сообществ могли в рамках всей страны отметить это событие.

4bbcaedb2bea436d8518d498f203f4d2.jpg

Если верить статистике регистрации транспорта, мотоциклистов в России с каждым годом становится все больше. Конечно, львиную долю продаж составляет подержанная техника. Но покупают и новые. Более того, некоторую конкуренцию стали составлять мотоциклы из Поднебесной — дешевые и, не побоюсь этого слова, красивые. С дизайном, тщательно скопированным у ведущих мировых производителей мотоциклов. Берут их с опаской, поскольку в качестве уверенности нет, но все же берут. А вот китайские скутеры разлетаются, как пирожки у вокзала, — одноразовые, но дешевые. Впрочем, сегодня разговор пойдет не о технике, а о перспективах мотоцикла в нашей стране.
Сезон, конечно, очень короткий. Отважные в среднем ездят с апреля по ноябрь, опасливые лишь три летних месяца в году. Поэтому и сравнивать нас с Европой не имеет смысла. Во Франции, Италии, Испании в принципе не существует такого слова — мотосезон. И даже в Германии, Чехии или Дании он продолжительнее нашего.
Впрочем, активное использование в Европе мотоциклов — это не только дань моде и традициям. Это обдуманное решение, которое помогло властям заметно разгрузить крупные города и не пытаться расширять парковки в районах со старинной застройкой. Да и экономные европейцы прекрасно понимают выгоду перемещения на двухколесном транспорте: он не потребляет много топлива, не надо платить за парковку, сниженное налогообложение и быстрота перемещения из пункта А в пункт Б.
В ряде европейских стран мотоциклы или скутеры, которые там в большем почете, можно оставлять на специальных паркингах, ездить на них по выделенным полосам для общественного транспорта и заезжать в исторический центр города. Более того, во Франции работает мототакси: вы доезжаете из аэропорта Шарль-де-Голля в центр Парижа за считаные минуты. Дело в том, что езда на мотоцикле между полос со скоростью, не превышающей более чем на 30 км в час скорость потока, там не считается нарушением ПДД.

2a4096908d25e297bca983a6c33510f1.jpg

У нас, по совершенно непонятной причине, мототехнике дали «красный» свет. Единственная поблажка — бесплатная парковка в центре столицы. Но, думаю, что она появилась лишь по одной причине: считывание номеров припарковавшихся автомобилей происходит в автоматическом режиме. Понятно, что все мотоциклисты парковали бы свою технику номером к тротуару. Словом, еще тот подарочек.

Поражает и наша социальная реклама: в прошлом году на всех электронных щитах Москвы красовалась картинка: мотоциклист с испуганным взглядом отражается в зеркале автомобиля. И подпись, больше подходящая для названия фильма ужасов: «Сохрани ему жизнь»! Понятно, что идея рекламы проста: смотрите, товарищи автолюбители, в зеркала, а только не в ваш мобильник. Но ничего, кроме раздражения, она не вызывала.

Эксперимент по предоставлению мототехнике выделенных полос тоже закончился ничем. Даже его результаты мы не узнали. С мотошколами и вовсе беда. Если в городах-миллионниках еще можно сдать на нужную категорию, то в областных центрах это сделать просто невозможно. Новому регламенту и техническим требованиям не соответствует подавляющее большинство школ: где сдавать — спросите у чиновников, которые принимали этот регламент. Тысячи подростков, которые хотели вполне официально ездить на скутерах с правами и страховкой, продолжили свой нелегальный маршрут. Десятки сюжетов на телевидении о том, что сдать на категорию А практически невозможно, мы видели и в прошлом, и в позапрошлом году, а воз и ныне там.

44e8c904d2ad9e5dc64548afc80e7d66.jpg

Нет льгот и в области страхования. ОСАГО на мотоцикл стоит столько же, сколько и на автомобиль. Вот только далеко не все страховые компании готовы отдавать мотоциклистам свой полис. Отсюда — тысячи подделок, ведь когда проще купить из-под полы, чем получить официально, большинство так и делает. Тем более что в случае наступления страхового случая у нас «попадает» не виновник, а как раз невиноватый в ДТП водитель. Это ему нужно «выбивать» деньги из страховой. В суде доказывать, что у другого участника был поддельный полис и т. д. А при введении натуральной формы оплаты, то есть предоставления ремонта в случае страхового случая, и вовсе придется регулярно доказывать, что ты не верблюд. Но мы отклонились от темы.

Давайте о хорошем! С каждым годом автолюбители все спокойнее относятся к мотоциклистам. Пару лет назад я спрашивал у слушателей «НАШЕГО Радио»: пропускаете ли вы в пробках мотоциклы? Тогда около половины уверенно ответили, что нет. В этом году менее 20 % продолжали настаивать, что пропускать мотоцикл они не будут. А 60 % считают: «Пропускать, зачем ему стоять в пробке». Конечно, глас народа — это не закон, и не ПДД. Но, может быть, нашим властям стоит чаще обращаться к мнению людей, которые ездят по этим дорогам, прокладывают маршруты, ищут парковки. И стараться сделать их жизнь удобнее не только на бумаге, в цифрах и отчетах.

В этой колонке я ни в коем случае не хочу сталкивать автолюбителей и мотоциклистов. Неадекватных водителей хватает и среди тех, и среди других. Дорога — это лишь отражение нашего общества, и отношения между участниками дорожного движения, увы, это только подтверждают. Будьте добрее!

ea2d69d5b08a6c02522557ba0033a35e.jpeg