Сегодня 23 февраля отмечают как День защитника Отечества, но кому-то он ближе как День Красной армии, а кому-то, например автору этих строк, к этой дате подходит лишь одно название: День Советской армии и Военно-морского флота. Но дело не в названии, а в том, что мы гордились, гордимся и, уверен, будем гордиться мощью нашей армии. А еще мы гордимся нашими инженерами и конструкторами, в умах которых появлялись уникальные идеи и реализовывались в металле. Неспроста за рубежом популярен анекдот: «Какую бы легковушку русские не делали, все равно танк получается».
Да, за многие годы плановой экономики мы сильно отстали от мирового автопрома, но лишь несколько стран готовы посоперничать с нами в создании военной техники. И у нас есть автомобили, которые действительно потрясли мир своим потенциалом, надежностью и умением выживать в самых тяжелых условиях. Я составил список из нескольких машин, но, безусловно, его есть чем дополнить. Прошу, сделайте это в комментариях!
Во время Второй мировой наша армия получала всего два типа грузовиков — это ГАЗ-ММ и ЗИС-5. Разумеется, универсальными эти машины можно было назвать с большой натяжкой и им приходилось решать массу задач, для которых по своей конструкции они в принципе не подходили. Это был хоть и плачевный, но опыт. После войны на свет появились уже специализированные автомобили: армейские грузовики ГАЗ-63, ЗИС-151 и ЗИЛ-157, внедорожники, созданные по мотивам Willys MB, и даже спецтехника — от амфибий до десантных машин.
Не удивляйтесь, на фотографии вовсе не Willys, а «Москвич-415». Но судьба его печальна, после испытаний комиссия выдала вердикт, что «машина не соответствует ни современному уровню автомобильного производства, ни требованиям армейской эксплуатации, не имеет никаких преимуществ перед ГАЗ-69А и подлежит существенной конструктивной доработке». Попытка доработать тоже успехом не увенчалась, как и не получилось переделать этот автомобиль для нужд сельского хозяйства. А вот ГАЗ-69 стал культовым автомобилем. Его выпускали с 1952 по 1972 год. Каких только модификаций не увидел «козлик», как его окрестили в народе. Была даже версия, где на ГАЗ-69 базировалась противотанковая реактивная установка для пуска четырех управляемых ракет.
На боевом дежурстве его сменил не менее замечательный автомобиль — УАЗ 469. Именно в 1972 году началось его серийное производство, хотя опытные образцы колесили по нашим дорогам уже начиная с 1964-го. Думаю, что рассказывать о серийной машине большого смысла нет, ведь его модернизированного родственника и сегодня производят под именем «Хантер». Я же хочу показать вам уникальные модификации. Итак: амфибия — УАЗ-3907 «Ягуар», перед задним мостом установлены два гребных винта. УАЗ-469РХ — машина радиационно-химической разведки. И даже в международном спорте УАЗ-469 смог отличиться, взяв в 1978-м награду «Серебряный домкрат» за победу на чемпионате Италии по автокроссу. (Фотографий, к сожалению, не сохранилось.) А еще в 1957 году появляется опытный армейский санитарный вариант УАЗ-450, родоначальник легендарной «Буханки», которую производят и по сей день. И у автомобиля есть все шансы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, в своем последнем исполнении автомобиль производят уже 55 лет.
Но армии нужен был не только внедорожник, но и грузовик. Так, в 1948 году свет увидел ГАЗ-63. А вы знаете, что у автомобиля был отключаемый передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей, да, с теми самыми ШРУСами, хорошо известными владельцам переднеприводных машин. В нем даже был предпусковой подогреватель и обдув лобового стекла, что, конечно, было уникальным для нашего автомобилестроения тех лет. Военный грузовик поставляли во многие страны, в большинстве случаев социалистические. Однако ГАЗ-63 покупали и в Азии, и в Африке. А на фотографии и вовсе уникальный вариант ГАЗ-63 с дезинфекционно-душевой установкой. Разумеется, была и масса военных модификаций. В частности, ГАЗ-63 с системой залпового огня.
Еще одна машина, о которой нельзя не рассказать, — это ЗИС-151. Его прототип появился еще в 1946-м, но по факту реальные машины пошли в серию 1948 году. Эта машина была основным среднеразмерным грузовиком стран Варшавского договора. И, пожалуй, именно он дал возможность военным инженерам реализовывать самые смелые замыслы. Чтобы только перечислить индексы модификаций ЗИС-151, потребуется не одна страница. На фотографии ЗИС-151 с весьма необычным грузом на борту.
Теперь, простите, немного пролистаю страницы истории и перейду к ГАЗ-66. Уникальный вездеход появляется в 1964 году. Легкий грузовик полностью соответствовал требованиям Минобороны, готов был работать в любых климатических зонах и, что важно, идеально подходил для перевозки любым видом транспорта, даже воздушным. Кстати, на нем появляется пневматическая система контроля давления в шинах. Водитель, не выходя из кабины, мог приспустить колеса или же их подкачать. В народе автомобиль получил прозвище «шишига», и о нем мечтали в самых разных регионах СССР, поскольку это была машина с потрясающими внедорожными качествами. Если бы мы делали русский «Хаммер», то ГАЗ-66 был бы идеальным вариантом. Однако в 1999 году с конвейера сошел последний экземпляр, а тираж чуть-чуть не дотянул до 1 миллиона экземпляров.
Уже позднее мы попытались сделать мощный внедорожник. Предысторию «Тигра» я рассказывать не стану. Будем считать, что впервые он появился на Московском автосалоне в 2005 году. Им заинтересовались, и сегодня у него много модификаций, в том числе и военных. В частности, его используют как командно-штабную машину. Разумеется, мы не можем говорить, во сколько Минобороны обходится закупка этого внедорожника, но стоимость гражданского «Тигра» составляет около 100 000 долл. Естественно, что у него та же судьба, что и у Mercedes Gelendewagen, который никак не запишешь в «рабочую лошадку» бундесвера. В принципе в России сейчас остро стоит вопрос о создании военного внедорожника. Его просто нет, ведь УАЗ «Патриот» на эту роль тоже не подошел.
Ну и наконец, последний автомобиль, о котором хочется рассказать, — это МЗКТ-79221 с колесной формулой 16×16. Официально его называют боевой машиной сопровождения российского ракетного комплекса «Тополь-М». Управлять такой техникой могут только специально подготовленные водители, и обучают их около года. Под капотом 800-сильный дизельный мотор, который тянет массу в 120 тонн. Скорость у комплекса небольшая — 45 км/ч. А расход топлива составляет 300 л на 100 км.
Конечно, я не смог рассказать и о проценте уникальных военных автомобилей Советской и Российской армии, поэтому добавляйте, делитесь и рассказывайте, какими уникальными военными машинами вам удалось управлять.
С праздником вас, защитники Отечества!