Итак, первое и самое важное: мастер-приемщик должен оформить заказ-наряд. Вместе с ним акт приемки-передачи автомобиля в ремонтную зону. Вот в этом акте нужно указывать все: пробег, повреждения. Приняли машину грязной — так и указывайте. Это их риск. Главное, укажите, что машину взяли без описи кузовных повреждений. Указывайте, что в багажнике лежала аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, запаска. Не оставляйте инструмент, иначе вам придется в акте описывать каждый ключ. Лучше заберите из машины все, что представляет хоть какую-нибудь ценность. Забирайте видеорегистратор, радар, словом, все съемные электронные устройства. Если вы не указали их в акте, а потом их украли, вы никогда не докажите, что они в принципе там были.
Не стесняйтесь быть занудой. Укажите пробег и количество топлива в баке. Как-то так: пробег 101 000 км, запас топлива на 80 км. Это если есть маршрутный компьютер. Если нет, укажите количество — полбака, предположим. Первое: топливо порой сливают. Но что хуже, на вашем автомобиле могут и поездить. Ключи же вы оставили. Внимательно смотрите на одометр, когда будете забирать машину. Во время ремонта, учитывая перегоны по территории СТО, пробег более чем на 1 км прибавиться не должен. Больше? Значит, машину использовали для собственных нужд. И не покупайтесь на фразы: «мы прокатились, чтобы попытаться найти неисправность». Так никто неисправность не ищет.
Кузов. Тут самая неприятная ситуация, если у вас приняли автомобиль в грязном состоянии. Потом вы уже ничего не докажете. Все царапины и кузовные дефекты спишут на то, что ваш автомобиль был грязным и мастер просто не увидел повреждений. А ситуации могут быть разными: кто-то перегонял ваш автомобиль и зацепил о столб, ворота бокса или другой автомобиль. На него что-то упало. Обязательно укажите, что лобовое стекло целое — ключ, выпавший из нагрудного кармана механика — идеальное орудие разрушения вашего «ветровика».
Теперь о ремонте. Предположим, у вас есть определенный объем работ: замена масла, рычага, опорного подшипника и, скажем, глушителя. Вы привезли запчасти, показали их мастеру-приемщику и... уехали по своим делам. Но вы указали в заказе-наряде, что привезли запчасти? Если нет, то не удивляйтесь, что вам поставят не совсем то, что вы бы хотели. Даже если в багажнике вашего автомобиля валяются какие-то старые детали, которые, как утверждает мастер-приемщик, сняты с вашего автомобиля, постарайтесь в этом убедиться. Попросите поднять машину на подъемнике и проверьте: рычаг, опорный подшипник и глушитель. Убедитесь, что они действительно новые.
Хуже ситуация обстоит с маслом. Тут факт обмана вскрыть куда сложнее. Если вы привезли масло в канистре, то вам должны вернуть остатки или пустую канистру. Если же вы покупаете масло на сервисе, где вам говорят, что зальют хорошее масло, то можно верить лишь на слово. Конечно, неприятно, если в итоге используют что похуже. Но еще неприятнее, если бак зальют только наполовину. Вы же не присутствуете в ремонтной зоне, а значит, не видите, что происходит с вашим автомобилем. А происходит следующее: механик сливает лишь половину старого масла, а потом просто доливает нового. Дальше простая математика. Он наполовину поменял масло у 10 машин в день. К вечеру у него 20 литров масла, которые можно продать. На этой махинации были пойманы десятки механиков. Тут совет только один — если в автосервисе есть возможность наблюдать за тем, как обслуживают вашу машину, через окно в гостевой комнате или через монитор с помощью видеокамеры, обязательно следите за процессом. Я ни в коем случае не утверждаю, что все автосервисы не чисты на руку, но, поверьте, жуликов в этом бизнесе хватает. Я даже уверен, что к этой публикации будет масса комментариев от специалистов СТО. Мол, зачем вы так — мы честные и качественно обслуживаем машины. И не сомневаюсь, что эти люди говорят искренне. Но те жулики, которые обманывают клиентов, увы, наносят удар и по вполне приличным автосервисам.
Идем дальше. Вы озвучили один объем работ, а когда забираете машину, вам сообщают, что поменяли еще свечи и тормозные колодки. Мол, все они были на пределе своего ресурса. Конечно, находятся те, кто оплачивает эти работы. Но вы можете ничего не оплачивать. Любые работы по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля должны быть согласованы с владельцем. Не согласовали — считайте это подарком от автосервиса. Не платите за это! Оплатите согласованные работы и смело уезжайте с аргументом: я этого не заказывал. Любая попытка задержать вас — вне закона. Но, как правило, до полиции и суда дело не доходит — если «развод» не получился, жулики понимают, что проще закрыть глаза на уезжающие новые колодки, чем разбираться с полицией.
Говорить на эту тему можно без остановки. Есть миллион подводных камней, которые ждут владельцев подержанных машин, когда они обращаются в неофициальный автосервис. Да, порой, и в официальный тоже. Там также разводят, обманывают, навязывают. Не так откровенно... но все же. Я хочу дать совет начинающим автолюбителям, которым не хватает опыта определить «развод». Не стесняйтесь чувствовать себя именно начинающим автолюбителем и попросите любого опытного водителя съездить с вами в автосервис. Поверьте, там опытного автовладельца не рискнут обманывать. По крайней мере, откровенно!