По пояс в снегу

Трудно было придумать транспортное средство, которое могло передвигаться по дорогам, разбитыми гужевыми повозками. Но еще труднее было создать нечто, что могло бы передвигаться вне дорог. Зима не за горами, а в некоторых наших регионах уже и в полном разгаре. Словом, сегодня я хочу рассказать о средствах передвижения по снегу. Составлять их рейтинг не имеет смысла, поскольку все они абсолютно уникальны.

d3ead66725a42e9a0d29d2568985d3d0.jpg

В начале прошлого века появилось понятие «паровые сани». Если верить историкам, то изобрели их у нас, и даже есть фамилии изобретателей: Врадий и Загряжский. Однако нет ни одного фактического подтверждения, что их транспортное средство хоть раз штурмовало снежные преграды. Я смог найти только вот это фото, но перед вами более поздняя конструкция. Есть схемы, чертежи, описания, но нет ни рисунков, ни фотографий. А вот в 1920-е годы у нас уже появились настоящие снегоходы. За основу брали либо автомобиль, либо самолет, устанавливали лыжи, а сзади — винт. Между прочим, в эти же годы состоялось несколько аэросанных пробегов.

87314a53779d0d80e5a004e6305befbc.jpeg

Но тут же появилась и альтернатива. И опять у нас. Ведь именно в СССР были изобретены шины низкого давления, вернее, принцип их работы. Изначально жители Крайнего Севера делали нечто похожее на шины низкого давления из шкур животных. А вот рационально распорядился этим изобретением уже американец Билл Олби. Правда, патент он получил лишь в 1951 году. И именно тогда компания Albee Rolligon стала производить шины низкого давления для различного спецтранспорта. Между прочим, до сих пор эти шины позволяют создавать уникальные машины, которые могут ехать по снегу и по воде. Далеко за примером и ходить не нужно: «Нива-Марш», «Шерп», «Шаман».

14fcd49cf3ce868b7db1aed8315499bf.jpg

Еще одна необычная технология езды по снегу появилась во время Второй мировой войны. Тогда немцы заказали у компании «Татра» вездеход необычной конструкции. По-сути это была легковая машина, установленная на лыжи. Однако в движение ее приводил не винт, как у аэросаней, а небольшой барабан с лопастями, который устанавливали сзади, и он толкал машину вперед. Конструкция, конечно, крайне простая и надежная, но с очень низким КПД. По большому счету, дальнейшего развития она не получила. 

7c455ee7ae067afb2de057400869faec.jpg

Как и не получила развития винтовая схема. Впервые ее применили инженеры американской компании Armstead Snow Motor в 20-е годы прошлого века. Вдоль машины были установлены цилиндры. Не совсем даже цилиндры, а, скорее, огромного размера полые сверла. Вращаясь, они толкали транспортное средство вперед. 

f98f71d642fe827a174b774011573a64.jpg

Дальше пошли гусеничные схемы. Но тут была одна проблема: сам транспорт должен быть легким, чтобы не вязнуть в снегу. Решить эту проблему сходу не удалось. По факту появилось две конструкции: наглядный пример первой — вездеход Arktos, гусеничный, но с положительной плавучестью. Он создан для работы в тяжелых условиях, куда обычной технике просто не добраться. Вторая конструкция — это «ратрак». Спецсредство, хорошо известное любому горнолыжнику. С помощью этих гусеничных горных вездеходов прокладывают горнолыжные трассы. Его преимущество не столько в малой массе, сколько в очень широкой гусенице, а также в ее конструкции, которая представляет собой небольшие лопасти.
Еще необычное транспортное средство создали наши инженеры и назвали его «Синяя птица». За поэтическим названием кроется суровый характер вездехода ЗиЛ 49061, который создавали для эвакуации космонавтов после посадки в труднодоступные места. 

1f7b3a3711ab2f07d22976dc9b75d24b.jpg

Тут, казалось бы, можно поставить точку. Но если до этого момента мы говорили о спецтранспорте, то существует и еще одно направление — транспорт для развлечений. Снегоходы, квадроциклы и многое другое. Чего только стоят «траки», которые устанавливают на полноприводные машины вместо колес. Но тут нужно понимать: проходимость этой техники далека от идеала. Это, скорее, способ интересно провести время. Однако, как ни парадоксально, инженерная мысль тут развивается очень быстро. Сегодня уже есть электрические снегоходы, как вот этот польский Snow Crawler.  А вполне вероятно, что завтра снегоходы оснастят и автопилотом. Да, если я забыл упомянуть о каком-нибудь транспорте, смело добавляйте в комментариях.
ff9bb26adb4e6eb4b95985f5a28c2f3b.jpg