В Японии, Китае и Корее вам его и не дадут – наши права там не действительны. И если, где-нибудь в Сеуле, еще могут снисходительно посмотреть на выданное в России «международное водительское удостоверение» – большую белую «простыню» с надписями на нескольких языках, то ни в Пекине, ни в Токио такой номер не пройдет. Эти страны не подписывали международную конвенцию о дорожном движении и признают только свои собственные, внутренние водительские лицензии. В Китае я сам дважды получал местные права и оба раза мне великодушно разрешали ездить по китайским дорогам от силы месяц. Процесс оформления при этом занимал вдвое больше.
Ездить за рулем автомобиля в Индии для иностранца – чистое безумие. Левостороннее движение, помноженное на полное игнорирование любых правил и на менталитет местных водителей, превращает любую поездку в рискованный эксперимент. Главный орган управления автомобилем там – это клаксон. Сигналят все и всегда. По любому случаю. И чтобы предотвратить аварию, и чтобы просто поприветствовать знакомого. Наверное, индусы как-то приспособились распознавать тональность гудков, подаваемых по тому или иному случаю. Индийские автомобильные дилеры на полном серьезе рассказывали мне, что в глазах местной публики недостаточно громкий и выразительный, на их взгляд, звук клаксона – это серьезный конкурентный недостаток модели. Ее просто не будут покупать! Мы к такому подходу, мягко говоря, не привыкли.
В принципе, можно взять напрокат скутер – самое распространенное транспортное средство не только в Индии, но и в Таиланде, Камбодже и Вьетнаме. Но делать это стоит лишь в том случае, если вы обладаете железными нервами и незаурядными навыками управления двухколесной техникой. В противном случае ваши шансы выйти живым и невредимым из типично азиатского дорожного хаоса стремятся к нулю. Сколько раз вы слышали в новостях о жутких травмах, полученных нашими туристами во время поездок на скутере где-нибудь на Гоа? Вот то-то и оно, не искушайте судьбу и не портите и без того удручающую статистику. В тех краях лобовое столкновение двух скутеристов ни у кого не вызывает удивления. Сам видел, знаю.
Ах да, чуть не забыл про еще одну азиатскую страну – Монголию. Про нее все всегда забывают. Там не слишком плотные транспортные потоки и привычное нам правостороннее движение. Возможно, даже есть прокатные конторы. Правда, сам я их не видел. Ездить по монгольским дорогам в принципе можно. Но тоже не нужно. Незачем, да и в общем-то некуда.